Церемония вручения первой ежегодной Эрарта Премии в области современного искусства состоялась 8 июня. Музей Эрарта объявил об учреждении премии, присуждаемой по результатам зрительского голосования, а не по мнению узкого совета специалистов, в августе 2022 года. По результатам открытого приема заявок музеем был сформирован состав участников из 61 художника. Их работы были представлены на специальной выставке, организованной для определения победителей путем зрительского голосования. В экспозицию Эрарта Премии — 2023 вошли произведения самых разных направлений современного искусства: зрители могли увидеть живопись, графику, скульптуры, инсталляции, фото- и видеоарт. На протяжении четырех месяцев посетители выставки голосовали за работы любимых авторов. Поддерживая понравившиеся произведения, зрители не просто определяли судьбу Премии, но и сами принимали участие в розыгрыше призового фонда.
8 июня команда музея, авторы-соискатели, лауреаты Премии и, конечно же, зрители собрались в Большом зале Эрарты, чтобы вместе подвести итоги проекта. 10 авторов-лауреатов были определены еще по результатам первого тура — второй же тур завершился 8 июня. Его результаты показали, как именно художники разделят между собой призовой фонд: размер выигрыша определило не место в десятке лауреатов, а количество зрительских голосов. 2,5 миллиона рублей были распределены между авторами пропорционально полученной от зрителей поддержке:
Тамерлан Тлес, «Затмение» — 30,05%
Елена Гришаева (Dj Le Nochka), «Супрекотизм. Доза любви. Наши любовники и
любовницы. 44 известных кота» — 29,12%
Анастасия Кузнецова-Руф, «Остановка» — 11,43%
Галина Казаринова, «Петербургская Мадонна» — 6,89%
Алексей Апиш, «Мирная бомбардировка» — 5,22%
DASHA ART, «Акценты и форма» — 4,45%
Мария Богораз, «Стая» — 3,76%
Ринат Ахметов, «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку... Из серии “За забором”» —
3,16%
Андрей Шатилов, «Картины Гайдая» — 3,08%
Дмитрий Каварга, «Большая токсицизма. Из серии “Токсикоз антропоцентризма”» —
2,85%
На торжественном мероприятии организаторы поздравили не только авторов-лауреатов, но и зрителей, победивших в конкурсах второго тура. Среди тех, кто голосовал, записывал видеоагитации, а также делился своими впечатлениями о работах лауреатов, было выбрано 24 победителя — они разделили между собой 300 000 рублей.
Занявший первое место Тамерлан Тлес получил не только денежный приз и стеклянную стелу с гравировкой, но и бронзовую статуэтку, отсылающую к скульптурной группе Дмитрия Жукова «Эра и Арта», украшающей вход в музей. Очертания этих антропоморфных фигур напоминают о статуе Ники Самофракийской. В июле 2022 мы беседовали с Тамерланом о его выставке.
Елену Гришаеву, представившую на выставке работу с очень длинным названием "Супрекотизм. Доза любви. Наши любовники и любовницы. 44 известных кота", отделяет от победителя всего один процент голосов. Проект Гришаевой создавался для книги рекордов Гиннеса. Картина мяукает и разговаривает голосом Алисы, в темноте глаза кошек светятся за счёт фосфорной светонакапливающей краски. Сама художница появилась на церемонии в образе кошки. Это вызывает определенные ассоциации с недавним Met Gala, посвященным Лагерфельду. Кстати, на холсте Гришаевой изображена и любимица кайзера Шуппет.
Анастасие Кузнецовой-Руф не понадобились технологические ухищрения, чтобы покорить сердца зрителей и оказаться в тройке лидеров, лишь традиционные холст, угольный карандаш и акрил. Тем не менее, ее работа «Остановка» кажется одной из самых запоминающихся на выставке.
«Петербургская Мадонна» Галины Казариновой, "метафора утраты культурной памяти", написанная к 500-летию со смерти Рафаэля, заняла четвертое место по итогам зрительского голосования.
"Мирная бомбардировка" Алексея Апиша с эпиграфом из Бродского заняла пятое место.
"...Проснулся я, а я — в раю,
при мне — душа одна.
И я из тучки вниз смотрю,
а там давно война".
DASHA ART, чья работа «Акценты и форма» заняла шестое место, не смогла посетить церемонию.
Работа Мария Богораз «Стая», занявшая седьмое место, отсылает нас к образам апокалипсиса библейского и постапокалипсиса кинематографического.
На восьмом месте еще один привет Бродскому - работа Рината Ахметова "Не выходи из комнаты, не совершай ошибку..." из серии “За забором”.
«Картины Гайдая» Андрея Шатилова оказались на девятом месте, набрав всего 3%, хотя, казалось бы, должны были быть наиболее понятны и близки нашему зрителю.
«Большая токсицизма. Из серии “Токсикоз антропоцентризма”» Дмитрий Каварга оказалось на последнем из призовых, десятом, месте.
Текст и фото: Александр Шек