Вы здесь
Главная > Изобразительное искусство > Экзистенциальные панно Тамерлана Тлеса в Эрарте

Экзистенциальные панно Тамерлана Тлеса в Эрарте

7 июля в Музее современного искусства Эрарта открылась выставка казахского скульптора Тамерлана Тлеса. На выставке представлены три панно, выполненные из редких материалов. Арт-объекты посвящены философским темам. Мы побеседовали с Тамерланом о его творчестве.

ОКОЛО: Благодарим вас за ваши оригинальные, символические работы. В ваших произведениях подняты такие темы, как нация, родина, религия, жизнь и смерть. Как вы пришли к тому, чтобы концептуализировать эти темы в искусстве?

Т.Т.: Не с самого начала я знал, что я буду делать. Как ремесленник и художник я рисовал то, что я рисую. А потом я встретил духовного, порядочного человека – Жумабека Жаныкулова. За беседой он рассказал мне интересные аспекты, взгляды на жизнь. И в конце он создал челендж: «Ну, давай теперь посмотрим. Я тебе рассказал вкратце о жизни. Посмотрим, что из этих слов ты сможешь изобразить, как художник. И, если меня это заинтересует, мы продолжим исполнять то, что ты хочешь изобразить». Прошла ночь, и у меня появилась идея «Омира». На следующий день мы встретились, и я показал ему эскиз, который я сделал. Он был поражен. Это была такая смысловая нагрузка этой работы, в которой была уже отображена его философия жизни, религия, семья; все, что для него ценно; все, что он считает приоритетным в своей жизни. И мы запустили этот проект. Через три года мы получили то, что мы сейчас видим. Параллельно я делал и другие работы, но именно в этой работе воплотились все его рассказы и вся его жизнь. Поэтому она называется «Жизнь» или «Омир». И это не только его жизнь. Все люди чем-то похожи. Каждый может найти частичку своей жизни здесь. Что интересно, мы вошли с ним в такой симбиоз в плане фантазий и уровня мышления: то, что он хочет, я воплощаю в искусстве.  Другой человек увидит в этой работе что-то общее, а когда он будет смотреть на эту работу, он увидит то, что к нему относится: скрытые знаки, образы в чем-то обыденном.

ОКОЛО: Можно ли сказать, что ваш симбиоз тесно связан с вашей миссией: вдохновлять. Он вдохновляет вас, а вы вдохновляете его и тех, кто видит ваши работы?

Т.Т.: Все верно. Эта работа сделана так, что он видит в ней отражение себя. Она всегда вдохновляет его, так как она служит ему напоминанием о его миссии и о том, к чему он стремится. Мы живем в изменчивом мире. И мы слабы перед этим потоком жизни, который нас всех гонит к чему-то потребительскому. А глядя на эту работу, он возвращается к тому, что действительно ценно в его душе.

ОКОЛО: Вашу выставку в анонсе называют «выставкой-притчей», а вас – Одиссеем или Синдбадом.  В ваших панно много разных символов. Какая мифология вам ближе? Что вы вкладываете в эти символы?

Т.Т.: Мне ближе наши национальные старые мифы и притчи. Каждая работа – это рассказ, легенда или история. Панно состоит сразу из нескольких разных историй. Каждый элемент – это зацепка к чему-то, к какой-то истории. Ни в одной из работ нет случайных элементов. Если вы увидите любой элемент: круг, звездочку и т.д., включая материал, вы поймете, что все имеет смысл. Сперва у меня пишется история. Эту историю я в образах расписываю, словно, кодирую. Каждый элемент —  это код. Птицы, змея, круги, следы копыт – все это истории, но, если углубиться, почему этот круг здесь, а следов — тысяча двести, почему коза без головы, почему она золотая, почему она в центре, почему люди кружатся, почему человек смотрит сюда, а кто-то один смотрит в сторону солнца, кто рядом с кем стоит, все – это кодировка. В этом сложность работы с предметами искусства, потому что в них закладывается история.

ОКОЛО: Как можно подготовиться к вашей выставке? Какую сделать домашнюю работу? Какие мифы стоит почитать, чтобы разгадать эти шифры?

Т.Т.: Для этого нужно их долго разглядывать. Самый простой вариант – спросить меня. Например, что означает этот куб, рука или этот ключ. Почему здесь три ласточки и колодец из черепов? Почему здесь ровно сорок два камня. Даже знаток или историк не сможет самостоятельно расшифровать все эти вещи.

ОКОЛО: Может быть вы расшифруете несколько символов для наших читателей?

Т.Т.: У меня есть работа под названием «Итог игры». Она символизирует последний вздох человека. Это рука праведника. Поэтому она белая и выполнена из мрамора. Черные колья сделаны из навоза мамонта. Это редкая вещь и музейный экспонат. Несколько тысяч лет он был замурован под льдами.  Ключ в руке – это ключ от следующей двери. Каждый человек приходит в этот мир с определенной миссией. Каждый видит свою миссию по-разному. Для одних – это много детей, для других – почет или слава. Все это иллюзии. Все это мирское, самое примитивное. Самая большая миссия – другая. Так как мы знаем, что жизнь очень короткая, мимолетная, очевидно, что есть вещи большие, чем дети, большие, чем богатство, большие, чем дом или слава. Потому что все это мимолетно. Все это обманчиво. Есть следующий мир, к которому мы должны подготовиться. И не забрав из этого мира ключи к следующему, мы провалили миссию. Зря провели свое время здесь. Получается, мы пришли в этот мир с миссией, но вместо того, чтобы идти и выполнять ее, мы свернули по дороге, чтобы утолить свое Эго и тщетные прихоти.  И тут приходит религия, философия, доктрина жизни. Религия заключается не только в том, чтобы молиться богу. Это образ жизни.  Каждый выбирает свою религию. И каждый сам знает – следовать ей или нет. Но, если человек выбирает не следовать, в его руке ничего нет, и он делает последний вздох с пустыми руками. У него нет ключей от врат рая. А тот, кто нашел свою миссию, идет с ключами. Три ласточки символизируют трех ангелов. Согласно нашей религии, при рождении к каждому человеку прикрепляются три ангела и один джин или сатана. Один ангел слева, один – справа.  Тот, кто слева, записывает все наши плохие дела. Тот, кто справа – хорошие. В день суда все эти дела оказываются на весах. Та тетрадь, которая тяжелее, перевешивает. Третий ангел – это тот, кто всегда нас призывает к хорошему. Поэтому первая мысль – это правильная мысль. Например, такой мыслью может быть желание помочь. А потом уже начинаются сомнения. Может, потом? Скажи Сергею, скажи Коле. Первый ангел подсказывает правильные поступки. А потом уже сатана вносит дисбаланс. Ангел тянет тебя вперед, сатана – назад, а ты посередине определяешь, в какую сторону тебе идти. При последнем вздохе три ангела покидают человека. И сатана в образе змеи тоже покидает человека. И человек умирает. Последний вздох делает, а в кончиках пальцев у него зацепился ключ от дверей. Змея уходит в свой колодец из черепов. Но перед этим сатана последний раз испытывает человека. Когда легкие на духовном уровне осушаются, человек жаждет воды. К нему приходит сатана и предлагает чашу воды. Человек сильной веры знает, что он не должен пить эту воду, потому что так он обменяет на нее свой последний шанс. Слабые верой не выдерживают и обменивают свою жизнь на чашу воды, а вода оказывается гнойной. Сильный верой знает, что должен сдержаться на последнем дыхании.  Язык сатаны из золота, так как его речи сладки. А клювы ангелов из серебра, потому что они бесхитростны. И это описание только одной работы. «Омир» — посложнее. К нему прилагается книга из 26 страниц, в которых перечислены его символы.

Примечание: Некоторые символы из книги Панно «Омир»: на двух серебряных дугах, расставленных вдоль полушарий, выгравированы первые 10 аятов суры «Солнце». В образе совершенной души человека – беркут. Сознание – образ галактики, изображенной над лбом беркута, очищение – образ текущей реки, а порочность – кнут.

Беседовала Инна Зайцева
Фото: Инна Зайцева

Добавить комментарий