СХТ. Иванов. Не герой

В театре СХТ Татьяна Ра берёт для постановки раннюю пьесу Чехова, которую он много раз переписывал, и помещает её героев в наше время. Приём не новый, но происходит стопроцентное попадание в момент. Сейчас многие понимают, что такое выгорание, психологическое истощение, безволие, поэтому переживания героев становятся ближе зрителю. Одиночество - один символов 21 века. Премьера спектакля "Иванов" состоялась в ноябре 2020.

В небольшом зале СХТ полумрак, стулья на сцене расставлены хаотично, на них сидят герои. Ни один из них не смотрит друг на друга. Прямоугольник света на задней стене, лица некоторых освещены, другие - в темноте. Один за другим они поднимаются со своих мест, подходят к микрофону и произносят одну реплику своего героя. Эта реплика - квинтэссенция характера. На заднем фоне проецируется лес, а потом разворачиваются виды разрушенной усадьбы, в духе Тургенева.

В начале действия мы видим героя, как просто уставшего от забот человека. От него все чего-то хотят - денег, любви, решений. Его имение в разорении, жена тяжело больна, любовь остыла. Везде ему тоскливо, не может он веселиться, не может и любить. Дальше в ходе действия мы будем наблюдать не развитие характера, а постепенное вскрытие его болевых точек, поиск выхода из бессилия. Павел Панков играет Иванова как потухшего болезненного человека, который постепенно разрывается, его внутренняя болезнь прорывается наружу в виде криков, комикования, раздражительности, злости, пренебрежения другими, грубости. Он как болезнь заражает других и они гибнут вместе с ним. Доктор Львов Евгений Константинович это видит, но никак не может остановить. Он в горести и ужасе от своего бессилия. Доктору всё это противно, но он не может ничего сделать, медицина тут бессильна. Доктор Львов (Михаил Бондаренко) достаточно сдержан, он не так импульсивен, как главный герой и вместе с тем его переживания глубоки, и несет он их в себе. Его позы сдержанны, в негодовании он может только расхаживать или сжимать руки, часто он стоит в стороне и напряжённо наблюдает. Иногда вдруг подсядет рядом и внимательно смотрит или слушает.

Жена Иванова — Сарра (Анна Тананыкина) - женщина хрупкая и нежная. Она со всеми ласкова, но глаза печальные. Ради мужа Сарра оставила свою религию, поссорилась с родителями. Она знает, что муж ее взял и разлюбил, но причины понять не может и это ещё более непереносимо. То ли болезнь, то ли это знание постепенно забирает её в мир иной. Вернуть к жизни Иванова, помочь начать новую хочет молодая девушка - Саша Лебедева. Она верит, что её любовь, молодость и силы вернут к жизни прежнего умного, весёлого и доброго Иванова. Ему тоже так кажется, но, увы, лишь только на один только миг. Как начать новую жизнь? С чего начать? В итоге он приходит к неутешительному выводу. Но после он найдет надежду на успокоение, преклонит голову на колени своей жены. Они услышат ангелов и увидят все небо в алмазах.

Спектакль замечателен тем, что прост и одновременно глубок. Без серьёзной внешней оболочки, в виде сложных декораций и костюмов, он держит внимание зрителей лишь игрой актёров и текстом автора. Режиссёр аккуратно выстроил спектакль таким образом, что он словно окружает зрителя, слова отдаются в голове схожими вопросами. Мы видим родных и знакомых на сцене, всё узнаваемо нами. Невозможно остаться безразличным к героям. Но не всё так печально, они могут шутить, играть на пианино и выкидывать всякие фокусы.

Выйдя уже после спектакля, всё ещё продолжаешь обдумывать: как бы ты поступил? Можно ли помочь? Можно ли спасти? И задаешь ещё множество вопросов к своим уму и сердцу.

Текст: Наталья Яковлева 
Фото СХТ 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения