Побег за прошедшим счастьем

25 апреля на сцене Молодёжного театра на Фонтанке московский Театр Романа Виктюка сыграл спектакль «Беглецы» режиссера Екатерины Корабельник в рамках внеконкурсной программы XX Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин». Исполнители ролей Дедушки и Готфрида – Олег Исаев и Иван Новоселов – по итогам фестиваля стали лауреатами театральной премии «Арлекин» в номинации «Лучшая мужская роль».

Театр Романа Виктюка известен своим ярким, чувственным, даже скандальным репертуаром, но у них есть ряд детских спектаклей, и «Беглецы» по одноименной повести Ульфа Старка – один их них.

Двойственность царит на сцене на протяжении всего спектакля. История о побеге из больницы старенького дедушки вместе с внуком Готфридом рассказывается от лица этого самого внука с двух временных и пространственных точек – Готфрида-ребёнка и Готфрида-юноши (Сергей Соломин). Взгляд из событий, происходящих прямо сейчас, перемешивается и взбалтывается, дополняя друг друга, с взглядом как бы назад, в недавнее прошлое. Герой вспоминает, как навещал своего дедушку в последние недели его жизни. То, что они будут последними, становится понятно с первой минуты – и не только из-за возраста деда и его местопребывания на больничной койке, но и из-за уже прошедших лет с момента событий, и во многом из-за музыки. На авансцене на полу расстелены клавиши, по которым изредка пробегает маленький Готфрид – и звуки пианино звучат встревоженно и щемяще – как последний быстрый аккорд.

Больничная палата, над которой весит чуть подсвеченный каркас деревенского домика с прозрачными стёклами – очередная двойственность спектакля. В какой-то момент палата исчезает, а домик опускается вниз, засветившись ярче по контуру, как нарисованный на детском рисунке. Это происходит, когда дедушка с любимым внуком пускаются в первую для одного и уже последнюю для второго авантюру. Созерцание и проживание одного и того же приключения с двух сторон. Двойственность.

Женщина в автобусе (Олеся Быкодерова), подросток-помощник Адам (Алексей Галкин), демонстрирующий кульбитно-акробатический потенциал, да и сами родители (Мария Матто, Александр Семёнов) мальчика здесь выступают в роли помощников, которые нужны для того, чтобы рассказать, каково это – вернуться перед финалом жизни всего на одни выходные в то место, где ты был полон сил, и почувствовать тепло того, с кем ты долго был счастлив. Пусть даже это будет осуществлено через игру в крестики-нолики на оконном стекле или небольшую баночку брусничного варенья. Но ты понимаешь, что эта простая игра для тебя очень важна, а этого варенья тебе точно хватит до последней твоей минуты.

Дедушка получился ярким, громким, заполняющим пространство. Он хоть и сквернословит, но происходит это в рамках детских ругательств, а самые сильные крепкие выражения заглушает игра на барабанах – музыкальный инструмент стоит прямо сбоку сцены и по нему от души лупит Готфрид-юноша, когда вспоминает, как его дед ругался на своего сына или на медсестру (Олеся Быкодерова).

Олег Исаев и Иван Новоселов создали крепко слаженный творческий тандем, действующую связку «дед-внук», наблюдая за которой, охотно веришь происходящему. Недаром говорят, что внуки и бабушки-дедушки обычно эмоционально ближе и лучше понимают друг друга, чем дети и их родители. Что видно на примере натянутых отношений между дедушкой и его собственным сыном – отцом Готфрида. Они любят друг друга, но совсем не знают, как это показать, и общение у них не ладится. Совсем же другая картина, когда говорят друг с другом внук и дед. Их связь проявляется не только в том, что у них общий заговор против всех, не только то, что они с азартом становятся «беглецами», но и то, что, когда они, наконец, добираются до цели своего побега – до Дома в Скалистых Горах, то, подходя к дому, они оба видят машущую им полотенцем с балкона бабушку (Наталья Мороз). Они воспринимают это как само собой разумеющееся – она их встречает, всё правильно, так было всегда. Когда они на следующий день навсегда покидают это место, то они оба её уже нигде не видят, что тоже разумно и логично в их картине мира – «она не любила проводы». Один взгляд на жизнь.

Спектакль помогает понять, как обсуждать с детьми непростые темы болезни и смерти и, конечно, как и все спектакли Театра Романа Виктюка, говорит об одном – о любви.

Текст: Дарина Львова 

Фотографии Театра Романа Виктюка 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения