“Общага на крови”: “я, ты, он, она вместе – дружная семья”

Режиссер Семен Серзин поставил в Невидимом театре “Общагу на крови” в 2021 году. Спектакль - по роману современного автора Алексея Иванова («Географ глобус пропил», «Тобол», «Пищеблок»), он написал его во время обучения в Уральском государственном университете, и отчасти это документальная история.

Сюжет строится вокруг пятерых друзей, которых несправедливо выселяют из общежития. Как далеко можно зайти, не потеряв себя, почему некоторые переступают черту, а кто-то продолжает жить по совести даже в нечеловеческих обстоятельствах? Общага в спектакле выступает чем-то сродни чистилища, где всё безыскусно, будто очищено от фальши и притворства. Игорь (Володя Карпов) признает, что в общаге “власть развращает глубже и быстрее”, но что-то изменить не способен, добродушная бедовая Леля (Алена Митюшкина) предает свою любовь, изменяя Ване. Ваня (Леша Фролов) прячется от безнадеги в алкогольной пелене (“ты внутри остаешься тем, кто ты есть на самом деле, если ты на это способен”). Отвратительный Гапонов (браво, Миша Касапов!) привык всегда получать все, что он хочет, и становится причиной самоубийства девушки. “Ну и хорошо, что здесь плохо” - клеймит себя Неля (Саша Мареева) за грехи прошлого и не делает ничего, чтобы наказать виновного в смерти однокурсницы. Есть ещё два светлых персонажа, будто не от мира сего - эмпатичный, чуткий Отличник, эдакий князь Мышкин (Гена Блинов) и чистая, трогательная, ангелоподобная Серафима (Марина Даминева).

Пролог начинается с финальной сцены самоубийства одного из героев, а дальше действие раскручивается с начала, с объяснения мотивов его поступка. Словно на картинах фовистов, высокое и низменное переплетается в полотно с интенсивными контрастными цветами - философские размышления о Боге Отличника, первая любовь и ночь под луной соседствуют с беспорядочными связями, алкоголем, предательством.

Сценография минималистична (художница София Матвеева) - пара табуреток, стол и матрас, дверь в темноту неизведанной взрослой жизни - и максимально открыта, распахнута, ведь в общаге ничего не утаить, всё на виду. А в глубине - хрупкая конструкция из нитей с подвешенными колокольчиками, за ней - словно граница тесного мирка общаги. Срывают нити, задыхаясь и тщетно стремясь вырваться из несвободы, Отличник и Серафима.

Условное время действия - слом эпохи, девяностые. Мы считываем это по маркерам - песням, под которые сами танцевали на школьных дискотеках, розовому потрепанному байковому одеялу из детства и клеенке, свитеру с люрексом на Лёле, белым джинсам-клеш Игоря, старенькому телевизору с видеозаписями. Из этого телевизора будут вещать студентам комендантша и полицейский. Их речь записана, это и метафора закостеневший бюрократии с одинаковыми вопросами-ответами и чиновниками на одно лицо, и есть чувство, что все происходящее - жестокий эксперимент, где студенты - подопытные, а люди извне - равнодушные наблюдатели. Общага в спектакле - метафора поколения, растерянного и неприкаянного, метафора России, в которой до сих пор выживают не Отличники, отличающиеся от большинства, а троечники, которые на мораль плевать хотели, подстраиваются и заставляют других действовать согласно их воле, и пассивные конформисты. «Не ставь себя выше других, будь как все”.

Текст: Наталья Стародубцева 

Фото Невидимого театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения