«Новая хрупкость» Art & Science

Открытие фестиваля STAGE состоялось на площадке Art.ITMO.Residency в Петербурге 30 мая. Это ежегодное событие открывает новые имена в области art & science, где художественные произведения создаются на стыке науки, искусства и технологий. До 20 июня вы сможете увидеть 11 ярких проектов, серию запоминающихся перформансов и окунуться в насыщенную образовательную программу. Тема фестиваля - «Новая хрупкость» стала отправной точкой для разговора о несовершенных технологиях, ментальном здоровье и возможности общения человека с другими существами в попытке восстановить хрупкий баланс на планете. Руководитель магистерской программы ИТМО, независимый куратор и креативный продюсер Ольга Вад, провела экскурсию для первых посетителей.

Открывает экспозицию проект Эрнеста Сайрона "Дрожащий, но открытый. Приземленный, но парящий" - интерактивная инсталляция, на основе фрагмента ствола погибшего дерева, где использованы протезирование, радиоэлектроника, 3D-печать, звук.

"Проект предлагает рассмотреть новые сценарии взаимодействия с умирающими деревьями в контексте города. Деревья играют здесь особую роль: сопровождая улицы и формируя пейзажи парков, они часто становятся нашими спутниками. Представления о месте умирающего дерева в городской среде резко отличаются от представлений о гибели животных и человека. Смерть дерева неуловима: одни физиологические процессы в дереве медленно трансформируются в другие, а после смерти оно служит домом для многих организмов. Но в городе умирающее или мертвое дерево понимается коммунальными службами как опасность. Упавшие, высохшие, поврежденные деревья удаляются в желании сохранить мнимую чистоту города и заканчивают свой путь на мусорках.
Проект Эрнеста Сайрона - это устройство, основное назначение которого - изучение и расширение телесности погибающего дерева путем протезирования его коры. Через аудиальные образы тревоги, отпугивания и дрожь такой протез способен защитить дерево от негативных действий человека, пока оно не будет заселено мхом, грибами, бактериями и внутри не будет создана устойчивая экосистема. Через эмпатическое взаимодействие с деревом проект предлагает создать новую систему отношений между умирающим, но живым; мертвым, но трансформирующимся; городом и человеком".
Научный руководитель: Борис Шершенков.
Научные консультанты: Ирина Тимофеева, старший преподаватель факультета экотехнологий Университета ИТМО; Елена Шелягина, лидер направления «Биоразнообразие и Климат» проекта Moscow.

Рядом с ним "Safe Space"  Дарьи Мурашкиной - цифровая инсталляция, смешанная реальность, уютно разместившаяся в небольшой палатке.
"Проект исследует вопрос безопасности в метавселенной: можно ли создать safe space для пользователей? И если да, то как может выглядеть и функционировать такое пространство?
Несмотря на то что у метаверс нет четкого определения, он предоставляет множество возможностей для репрезентации повседневных явлений. В наши дни метаверс уже продублировал и развил разные элементы сферы развлечений и бизнес-инструменты, однако в онлайн-пространстве не хватает спокойных зон, где пользователи могут ощутить безмятежность и немного отдохнуть от информационного перенасыщения.
Проект Дарьи Мурашкиной - это результат диалога с нейронными сетями и социологического исследования, посвященного моделированию безопасного цифрового пространства для человека.
Проект исследует наше восприятие безопасности и его взаимосвязь с комфортом. Результаты опроса и изображения, созданные искусственным интеллектом, были использованы в качестве основы для проектирования цифровой сцены".
Научный руководитель: Алина Черейская.

В пространстве, отделенном от общего зала тканевым и пластиковым занавесами, разместился проект Дарьи Охрименко и Валентины Макаровой "Успокаиваюшее". Его нужно нюхать и трогать.

"Можем ли мы вспомнить, как прикасались к материнской груди и какие эмоции испытывали после насыщения? И что будет, если пройти через этот опыт во взрослом возрасте?
Проект Дарьи Охременко и Валентины Макаровой - это пространство, наполненное ароматом грудного молока. В центре пространства находится теплая скульптура, которая источает воссозданный в лаборатории из искусственных компонентов запах грудного молока. Проект предлагает отправиться в ольфакторное путешествие и испытать на себе успокаивающее действие этого запаха. На скульптуру можно лечь, ее можно обнять и остаться в этом состоянии неограниченное количество времени.
Созданные условия помогают погрузиться в давно забытые воспоминания, а также оценить собственные особенности восприятия и индивидуальные обонятельные возможности.
Прочувствовать свой момент спокойствия и отказа от агрессии".

Проект Натальи Гришиной "Бьютификация" единственный из всех имеет эпиграф: "Ты не представляешь, как трудно мне было найти пластических хирургов, которые понимают, что я не хочу, чтобы меня сделали красивее",  - цитату из фильма «Преступления будущего» Дэвида Кроненберга.

"Разглядывая себя в зеркале, мы не всегда понимаем, какое количество интервенций в идентичность пережили. Идеальные изображения из социальных сетей и культурные установки формируют наше представление о себе. Всегда ли изменения внешности предопределены понятиями красоты и улучшения? И что если присвоить другую интенцию к телесным трансформациям?
В фокусе проекта - вопрос о том, могут ли болезненные и иногда опасные хирургические вмешательства в тело стать травмирующим опытом для психики либо просто негативно повлиять на эмоциональное состояние человека. Художница исследует динамическую взаимосвязь между границами тела и границами собственной идентичности.
В инсталляции на зеркальной поверхности размещены силиконовая модель лица художницы и кинетические механизмы, напоминающие пальцы и увенчанные острыми иглами. Рассматривая проект невозможно не поймать собственное отражение в зеркале и не почувствовать тревогу от близости хирургического вмешательства".
Научный руководитель: Екатерина Никитина.

Дарья Высокова столкнулась со стрессом - в незнакомом месте сломался ее телефон. В результате возник проект "Нейропластичность", частью которого стал и девайс, который ее подвел.

"Чем отличается работа мозга и работа гаджетов в режиме стресс-теста? И почему поломки или нестабильная работа устройств вызывает у нас такой сильный эмоциональный перегрев?
Инсталляция представляет собой аналоговую нейросеть, которая повторяет деятельность головного мозга во время стресса. Когда происходит нечто чрезвычайное, это разгоняет сигналы между нейронами центральной нервной системы. В печатных платах, интегрированных в инсталляцию, осуществляется схожая процедура: часть аналоговых нейронов перегорела, но они получают новые пути маневрирования.
Такое свойство мозга как нейропластичность помогает живому организму адаптироваться к ситуации: благодаря нему, в частности, могут формироваться новые нейронные связи или восстанавливаться утраченные в результате повреждения. В технических средах такое пока что невозможно. Проект предлагает спекулятивный взгляд на будущее развитие технологий и наделяет техническое устройство свойствами нейропластичности.
Каждое нажатие кнопки на пульте управления запускает новый путь между возбужденными нейронами через вышедшую из строя плату.
Наглядная пластичность нейронов в представленном процессе предлагает посмотреть на техническую поломку как на повод для переосмысления наших бытовых сложностей и переживаний".
Научный руководитель: Борис Шершенков.

Анастасия Костина предлагает каждому ощутить "Виртуальную тревожность", прогулявшись по виртуальной модели ее собственной квартиры.

"Проект Анастасии Костиной - это путешествие в сознание человека, страдающего тревожно-депрессивным расстройством. Суть этого расстройства в том, что оно может проявиться в любом месте в любое время, поэтому в сознании людей деконструируется чувство безопасности, от тревоги не спрятаться.
Проект состоит из пяти VR-комнат и позволяет ощутить, каково это - испытывать постоянную тревогу. Проект предлагает увидеть, услышать и пережить истории людей, которые боролись с удушающим и мучительным тревожно-депрессивным опытом.
VR-сцена представляет собой модель квартиры автора, которая меняется в зависимости от интенсивности переживания и демонстрирует наиболее яркие симптомы тревоги и депрессии через призму художественного восприятия. Чтобы перемещаться из комнаты в комнату, нужно переходить по ссылкам, расположенным внутри каждой из них.
Чтобы выйти из пятой комнаты и закончить опыт, нужно снять очки и положить их на стойку".
Научный руководитель: Надежда Бей.
Научный консультант: Алия Грекова, кандидат психологических наук, ведущий психолог медико-поихолого-социального центра ИТМО

Анна Скользнева предлагает погрузиться в "Симуляцию удовлетворенности".

"«Странно-завораживающие» видеоролики стали популярными во время пандемии как способ борьбы со стрессом. Однако потребление подобного контента превратились в новую интернет-зависимость. Частый просмотр коротких видео может нарушить работу такой структуры в человеческом мозге, как система вознаграждения. Эта система участвует в регулировании и контроле поведения при помощи положительных реакций на действия. Однако при просмотре таких видео дофамин выделяется не в результате выполнения действия, а в результате наблюдения за ним.
Цель проекта - отрефлексировать процесс получения дофамина.
Через воспроизведение подобного контента и доведение силы его воздействия на зрителя до максимума проект поднимает вопрос проблематичного использования интернета. Серия видео, воспроизводящих наиболее популярные и распространенные «странно-завораживающие» паттерны, объединена в общую композицию, гипнотизирующую зрителя бесконечным циклом действий. И единственный способ вырваться из-под этого влияния - выключить девайс".
Научный руководитель: Аристарх Чернышев.

Работа Ульяны Назаренко "Территория дислексии" с помощью аудиоинсталляции, личных историй людей, живущих с этим расстройством, и гибкого розового неона призывает обратить внимание на отсутствие этой темы в публичном поле.

"Аудиовизуальная инсталляция исследует проблему стигматизации дислексии. Дислексия - это особенность восприятия информации, при которой наблюдается избирательное нарушение способности к овладению различными навыками (например, чтения и письма). При дислексии сохраняется общая способность к обучению и другие когнитивные способности. Согласно данным Европейской ассоциации дислексии, во всём мире дислексия встречается у 9-12% населения вне зависимости от языка, культуры, уровня жизни и иных факторов. Нейропсихолог и доктор психологических наук Татьяна Ахутина заявляет, что две трети россиян не знают о существовании дислексии. Вместе с тем, трудности в обучении испытывают 7-15% российских школьников, что ведет к появлению проблемы стигматизации людей, у которых она проявлена.
Масштабное панно в галерее представляет собой репрезентацию особенностей дислексического мышления. Это ключевые фразы из интервью со взрослыми с дислексией, в частности, дисграфией и дискалькулией. Размышления людей о своей особенности представлены с учетом оригинальных специфических ошибок.
Истории людей с дислексическим мышлением представлены в формате аудиозаписи. Это личные рассказы о понимании дислексии и ее проявлениях, о трудностях, возникающих из-за дислексии в разных сферах жизни, о насмешках и стигме, о неудобствах в бытовых вопросах и успешной, несмотря на эти сложности, профессиональной реализации".

Мероприятия публичной программы и медиации (обновляется):

Арт-медиации на выставке STAGE 2023: «Новая хрупкость»

2 и 3 июня: Роботический спектакль-перформанс Вани Заславца «В ученом обществе»

3 июня: Лекция и Artist talk Вани Заславца «Из театра в медиа»

10 июня: Лекция Дарьи Мартыновой «Репрезентация ментальных патологий в современном искусстве»

Фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения