Фестиваль «Наследие»: партесная музыка, литература, театр. 350-летию Петра I

С 17 мая по 12 июня в Санкт-Петербурге состоится фестиваль «Наследие», посвященный русской культуре «кануна петровских реформ» и петровской эпохи.
Малоизвестные и редко исполняемые музыкальные сочинения конца XVII – первой половины XVIII, многие из которых прозвучат впервые спустя столетия, будут исполнены в Исаакиевском соборе, Спасе-на-Крови, Малом зале филармонии, Эрмитажном театре и в Концертном зале Мариинского театра. В рамках фестиваля также состоятся мастер-классы для студентов, преподавателей и исполнителей. 
Центральный образ фестиваля – величественная фигура Петра I, его преобразования и военные победы. Культура петровской эпохи резко обозначила границу между русским Средневековьем и Новым временем; она была подготовлена бурными событиями «бунташного» XVII века – кануна петровских реформ.  Эта общая концепция обусловила выбор концертных программ.
 
Сочинения древнерусского певческого искусства XVI – нач. XVIII вв. и так называемого «партесного» стиля (европейская традиция: многоголосное хоровое исполнение «по партиям») сегодня малоизвестны, исполняются редко, но их вклад в российскую музыку трудно переоценить. Именно наш город в 1980–90-е годы приобрел значение центра исследования, преподавания и исполнения древнерусских и партесных сочинений. Это произошло благодаря деятельности основателя русской школы расшифровки древних «крюковых» рукописей М.В. Бражникова. Он первым начал изучать и расшифровывать удивительные памятники древнерусского певческого искусства и воспитывать учеников. Его коллеги в Москве и Киеве редактировали никому не известные ранее партесные песнопения. Ведущие хоры Москвы и Ленинграда исполняли найденные учеными шедевры русской музыки Средневековья и барокко. Лучшие залы двух столиц – Большой и Малый залы филармонии Петербурга, Академической капеллы, московские залы имени П. Чайковского и С. Рахманинова – были полны публикой на этих концертах.
 
Заслуженная артистка России В.С. Копылова-Панченко, художественный руководитель фестиваля:
- Сегодня мы стремимся продолжать эти замечательные традиции Ленинграда – Санкт-Петербурга. Именно на сохранение этого наследия направлена вся деятельность фестиваля и его организатора Фонда «Наследие», созданного в память об академике А.М. Панченко – известном исследователе культуры той эпохи. Этому посвящено и исполнение редко звучащих произведений тех эпох, и мастер-классы по стилистике такого исполнения, и реконструкция театрализованных «триумфов» петровского времени, положивших начало собственно светскому музыкальному исполнительству в России, и выставка книг и гравюр петровской эпохи. В программе впервые прозвучат сочинения в расшифровках и редакциях современных исследователей Н.С. Серегиной (С-Петербург) и Н.Ю. Плотниковой (Москва).
 
Один из пробелов современной исполнительской и научной практики – отсутствие профессиональных учебных центров, посвященных освоению певческих, музыкальных и театральных форм русской культуры XVII – XVIII вв., а отсутствие широкодоступных публикаций музыкальных и литературных памятников этого периода составляет большую проблему для их изучения и исполнения.
 
Цель Фестиваля «Наследие», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, привлечь внимание к этим проблемам, сохранить традиционные ценности как у слушателей, так и у исполнителей, включая исследователей и расшифровщиков этих памятников. Благодаря фестивалю в культурное пространство возвращаются незаслуженно забытые памятники отечественной культуры, возрождается полуторавековая традиция партесного стиля духовного и светского пения, укрепляется традиционное для нашей страны отношение к сохранению памятников и достижений отечественной культуры. 
 
https://vk.com/nasledie_festival  
Программа:
 
В программу вошли как расшифровки и редакции российских ученых 1970-80-х гг., так и работы последнего времени. Исполнительский пробел по отношению к музыкальным памятникам данной эпохи составляет более чем три десятилетия.
 
17 мая, 19:00, Исаакиевский собор.
Открытие фестиваля – «Канун петровских реформ»:
впервые в Санкт-Петербурге прозвучат «Служба Киевская» и «Служба божия» № 2 Николая Дилецкого, а также партесные концерты Василия Титова (редакция Н.А.Герасимовой-Персидской, В.В. Протопопова, Н.Ю. Плотниковой).
    
Московское хоровое барокко XVII – начала XVIII вв. Николай Дилецкий, Василий Титов, Томаш Шеверовский.  
Вход бесплатный, по записи на сайте: https://vk.com/nasledie_festival 
 
24 мая, 15:00 – Сампсониевский собор, День славянской письменности и культуры
пройдет богослужение с исполнением (впервые) полного состава «Службы божией» № 1 Василия Титова (редакция В.В. Протопопова, Н.Ю. Плотниковой).
 
Богослужение по рукописям начала XVIII в. 
Василий Титов (1650 – 1715) – «Служба божия», ред. Н.Ю. Плотниковой.
Вход свободный.
 
27 мая, 19:00, Малый зал Филармонии. 
Концерт «Древняя Русь и Великая степь». Византийские песнопения, стихиры Киевским святым. Песнопения Куликовского цикла, расшифровка Н. Серегиной. Тюркский фольклор. А. Бородин, опера «Князь Игорь» (Половецкие пляски, ария Кончака). 
Билеты в кассах Филармонии.
 
7 июня, 19:00, Спас-на-Крови
Впервые в России прозвучит одно из лучших сочинений московского хорового барокко «Златокованную трубу восхвалим днесь» Василия Титова. Исторически первое исполнение, «мировая премьера» этого произведения в нашу эпоху произошло в июне 1993 г. в Йоркском соборе, Великобриорания: его исполнил Хор «Россика» п/у В.Копыловой-Панченко. Редакция Н.А.Герасимовой-Персидской.
 
Концерт «Партесные традиции в русской музыке XIXI – XXI вв.». Василий Титов, Леонид Десятников.
Билеты в кассах Исаакиевского собора.
 
9 июня, 19:00, Эрмитажный театр
В этот день фестиваля можно будет увидеть давно забытые традиции исполнения театральных сочинений конца XVII в. на языке и в стилистике того времени («Артаксерксово действо» пастора И.Г. Грегори, все роли играли «отроки» т.е. малолетние певчие хоров в возрасте до 17 лет). Не менее интересна традиция первой половины XVIII в. исполнять яркие финалы опер и многочастных композиций хором совместно или поочередно с роговым оркестром. В этой стилистике прозвучат фрагменты из опер Франческо Арайя «Сила любви и ненависти», и Никколо Пиччини «Дидона», а также мотет Антонио Вивальди “Lactatus sum”.
 
«Ранний русский театр (кон. XVII – п.пол.XVIII в.)»: И.Г. Грегори, «Артаксерксово действо» (на рождение царевича Петра Алексеевича, фрагменты).  Канты о Петре и его эпохе. Арайя, Пиччинни, Вивальди (фрагменты опер, мотет). Г. Банщиков «Любовник Мельпомены» (фрагменты). 
Вход бесплатный, по записи на сайте: https://vk.com/nasledie_festival      
 
12 июня, 19:00, Концертный зал Мариинского театра. 
Закрытие фестиваля – «Музыка петровской эпохи». Музыка военных триумфов Петра I прозвучит впервые после своего первого исполнения в самом начале XVIII века. 1709 г. – военные торжества в честь Полтавской победы: «Стихи победительные над Карлусом Свейским», «Торжество. Песнь победная». 1721 г. – празднование заключение Ништадтского мира (завершение Северной войны) и триумфальный вход русских войск в Москву: «Виватная сюита», «Служба благодарственная» (ред. В.В. Протопопова, В.С. Копыловой-Панченко, Н.Ю. Плотниковой).
Музыка на Полтавскую победу (Василий Титов, «Полтавскому торжеству». Аноним, «Виватная сюита на Полтавскую победу»). Реконструкция празднования Ништадтского мира в 1721 г. (Аноним, «Виватная сюита на заключение мира и провозглашения Петра I - Императором». Иван Протопопов, «Служба благодарственная»). 
Билеты в театральных кассах.

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения