Фестиваль, контакт, миф и игра на юбилее театра «Странствующие куклы господина Пэжо»

27 и 28 мая в ЦПКиО им. С.М. Кирова (Елагин остров) планируется грандиозное празднование в честь дня рождения театра «Странствующие куклы господина Пэжо». Старейшему уличному театру Санкт-Петербурга в этом году исполнилось 30 лет. Попасть на юбилей можно совершенно бесплатно, но необходимо купить билеты в парк. Программа фестиваля включает спектакли, поставленные художественным руководителем театра Пэжо Анной Шишкиной (Матушка Медоуз) как для самих Пэжо, так и для других театров, а так же представления петербургских театральных компаний, работающих в жанре пантомимы, пластического театра, интерактива, клоунады, маски и импровизации. Все показы пройдут под открытым небом.

Мы поговорили с директором, создателем и актером театра Олегом Скотниковым о театре и предстоящем мероприятии.

ОКОЛО: Благодарим вас за ваш театр. В нем сочетается самобытность, мистицизм, доброта и праздник. У вас на сайте написано, что вы решили создать этот театр, потому что было «как-то скучновато». Можно ли сказать, что основная цель театра «Странствующие куклы господина Пэжо» — развлекательная? Расскажите, как все начиналось 30 лет назад?

Олег Скотников: Тот театр, который образовался 30 лет назад, немного отличался от того, который есть сейчас. Тогда было и время другое: начало перестройки. Мы были другие: совсем юные. Общество было в другом состоянии. Люди, которые основывали этот театр — это были другие люди. Сейчас мы с Анной остались, как учредители. Слово «скучно» — это хорошее слово. Когда человеку скучно, у него есть два варианта: либо просто лежать на диване, либо это мотивирует его к какому-то интересу. В этом смысле можно говорить, что мне не хватало «движухи», и я ее искал. У Анны другая ситуация. Она просто занималась тем делом, к которому чувствовала предназначение и к которому у нее был талант. Она играла и на улице, и с куклами с семи лет. К тому времени она уже поступила в театральный институт, а потом из него ушла. То есть она уже занималась созданием своего театра, а мы просто влились в этот поток. Это помогло состояться театру, потому что театр – это некое сотворчество людей, которые находят одну идею и начинают работать совместно, соединяя свои силы для того, чтобы состоялось нечто новое: не то, что они могут сделать по одному, а то, что они могут сделать вместе. До того, как у нас был театр, мы объездили «баскерами» всю Россию и часть Прибалтики. В то время уличного театра вообще не было. Да и сейчас это либо «баскер», который играет в шляпу и зарабатывает себе на жизнь тем, что ему кидают деньги, либо актер, который в составе труппы играет за гонорар. Тогда еще не было ни сообщества, ни запроса, а мы «играли в шляпу». В Европе есть театры, которые «играют в шляпу» или играют профессионально на улице. Постепенно мы превратились в профессиональный театр, для которого это не хобби, а дело, которому мы посвящаем всю свою жизнь. Мы поняли, что это то, чем нам хочется заниматься и тот способ, которым мы можем оказывать влияние на этот мир и менять его, на публику, а также путешествовать и играть, что мы очень любим.

ОКОЛО: В театре чувствуется дань традициям и классическому театру. Лица актеров скрыты масками, как в комедии дель арте. Театр уличный, площадный. В этом есть романтика и очарование. Вспоминается фильм «Капитан Фракасс». Как так вышло, что вы выбрали именно такой вид театра?

Олег Скотников: Есть уличные театры для носителей – для театра, а есть для зрителей. Уличный театр, как явление социальное, несет совершенно другую миссию, чем раньше. Мы «корневой» театр. Но сегодня смысл поменялся, так как поменялось общество. Что интересно, сейчас в России происходит ренессанс уличного театра. Если в Европе это пройденный этап, то у нас активно развивается город, появляются публичные пространства, которые требуют наполнения: красивые площади, парки, локации, где люди будут отдыхать. Часто это отдается в частные руки. Они стараются наполнить это все культурным контентом. Для города важно, чтобы этот культурный контент существовал. Причем не просто развлекательный. Есть понимание, что нужно более глубокое соприкосновение с горожанами, что позволяет решать ряд проблем. Опять же идет привлечение туризма. Наш театр выполняет эту задачу. Уникально, что этим в России занимаются негосударственные организации. Это очень интересный процесс. Возникают определенные механизмы, например, гранты.

Если говорить про самих горожан, то это некое событие, которое изменяет их будничную жизнь, выводит из состояния дороги с работы до дома или рутинной прогулки по парку. Это некая культурная встряска или культурная инъекция. У нас в театры ходит довольно низкий процент населения. В детские театры дети часто ходят без родителей. Это хорошо, но так они не получают совместного опыта. Что очень важно, уличный театр дает возможность развивать институт семьи. На улице этот опыт появляется совместно. Житель города от мала до велика сталкивается с событием, которое его меняет, а задача театра в этом и заключается: менять человека, не оставляя его прежним. Театр – это всегда двойная работа: работа актера, режиссера и работа зрителя. Без работы зрителя, терпения и переосмысления не было бы театра. Так происходит совместное бытие, которое, возможно, случилось внезапно, а, возможно, целенаправленно, если он пришел на фестиваль. Есть много отличий от стационарного театра: зритель может в любой момент уйти. Здесь опять же есть связь с его пространством и его территорией, на которую он теперь смотрит по-другому и по-другому их осваивает, принимает. Это очень интересный процесс. В древние времена об этом никто не думал: артисты играли, зрители платили деньги. Это был их договор. Театр – это всегда договор между зрителем и актером. Здесь это очень уникальный договор, потому что он может быть расторгнут в любую минуту. Только качество или зрелищность этого театра обеспечивают этот договор. Сейчас этот обмен бесплатен. Это некий подарок города. С точки зрения горожанина это волшебство. Помните, как у Феллини мальчик смотрит на то, как на пустыре строится цирк? Так же это происходит и у горожанина. Это его увлекает и втягивает туда.

В 1990-е уличные артисты конкурировали с рекламой. Тогда изменение восприятия зрителя этих промоакций происходило прямо на наших глазах. От удивления, восхищения, радости и ожидания до полного неприятия, потому что пришло понимание, что это пустышка. Зритель умный и понимает, что, если его кормят какой-то «фигней», он не будет это воспринимать. Для актеров это совсем другая история. В отличии от стационарного театра они все время играют на разных площадках. Когда происходит сочетание с городской урбанистикой, актер чувствует себя частью воздействия на город и зрителей. Это всегда встреча, контакт и любовь. Без любви нельзя было бы делать такой театр. Это, конечно, большое мастерство, которое нужно приобретать. В нашем театре это все присутствует. Когда наступила пандемия и мы впервые поняли, что никуда не едем, это было достаточно травматично. Мы, как перелетные птицы, привыкли весной куда-то уезжать, и нам стоило определенных усилий как-то переконвертироваться. Но и это пошло на пользу. Тогда совместно с коллегами мы создали Союз уличных театров и артистов, что очень помогло нам это пережить и развиться. Потом мы сделали спектакль «Окна» во дворах для тех, кто не мог выйти. Кто-то мог смотреть этот спектакль изнутри, а кто-то снаружи. Слава богу, мы это пережили. Сейчас можем снова играть. Для нас это образ жизни. Спектакль идет час, а подготовка к нему, включая монтаж, занимает 3-4 часа. В отличие от обычного театра, у нас все это делают сами артисты. Многие из них имеют несколько профессий. Многие делают реквизит, костюмы и т.д. Это специфика уличного театра.

ОКОЛО: Можно ли назвать должность директора театра творческой? Как создаются ваши спектакли? Большую часть придумывает Анна Шишкина или это продукт коллективного творчества? Часто ли используется импровизация?

Олег Скотников: Ане неинтересно придумывать спектакль, а потом его ставить. Это базовая причина, по которой мы ставим спектакль совместно. Нам интереснее, когда есть некая фабула, с которой мы начинаем играть. Спектакль рождается из игры. Мы работаем с феноменом игры в ее исходном понимании – это микс между игрой детской и игрой карнавальной. Они отличаются, но в глубине растут из одного корня. Именно феномен этой игры, вкладывание в игру личности тех, кто играет, то есть актеров, и рождает некую канву спектакля, которая управляется, собирается, сводится воедино. Спектакли на экспорт для других театров создаются по-другому, так как там есть труппа и сроки. Но и там мы даем импровизировать актерам в рамках канвы. Нам интересно смотреть, что рождается из этой игры, из этого акта творчества. Тем более, что мы выбрали своим направлением работу с маской, а маска – это предмет, в котором зашито очень много культурных кодов. Маска, как предмет для игры, рождает очень много смыслов. За этим очень интересно наблюдать. Уличный спектакль, конечно, может быть без импровизации, а может состоять только из импровизации. Это просто прием, на котором можно выкручивать ручку от ноля до ста. Мы всегда оставляем в спектакле места, где можно импровизировать, но нам интересен спектакль как некий конечный результат, поэтому импровизация – это своеобразная вкусовая приправа. Кроме того, спектакль должен быть адаптирован к месту и погоде. В этом смысл уличного театра: в деревне и в городе он будет смотреться по-разному.

ОКОЛО: Мне очень нравится ваш спектакль «Месяцы». Он завораживает как детей, так и взрослых. В нем так же очень много интерактива. Есть ощущение волшебства, нежности, погружения в детские сны и мечты. Как возникла идея этого спектакля? 

Олег Скотников: У этого спектакля интересная судьба. Он родился из протеста. Мы как-то давали мастер-класс по театру маски и импровизации студентам в Черногории. Все это было в формате фестиваля. Мы мучились с ними неделю. Оказалось, что у них совсем не было гена игры. Мы, конечно, с ними отработали, что могли. Сделали для них персонажей – Месяцев. Но в тот момент, когда мы начали с персонажами работать, мы так устали, что на фестиваль решили пойти сами. У нас случился взрыв импровизации. Ключевые моменты этого выступления создали канву спектакля. В нем нет сюжетной линии, но эмоциональная составляющая настолько сильна, что мы решили ее зафиксировать. То есть это протест против бездарности. А история Месяцев следующая: умерла соседка, ее дети выносили чемоданы, а мы такие старые чемоданы собираем. В одном из чемоданов нашлась подборка тканей с 1930-х годов. Там оказались кружева. Этот материал был такой фактурный, что из него родились эти персонажи, как история бабушкиной сказки или колыбельной. Потом мы довели все это до ума. И еще одна случайность. С нами дружил актер петрушечного театра «Папьемошенники», и он сделал деревянные ручки. Мы поняли, что эти ручки здорово работают на зрителя, воссоздают рефлекс игрушки, когда человек забывает, что перед ним человек и принимает за правду, что это партнер для игры: Винни-Пух для Робина, то существо, которому можно доверить свои секреты. Так создается невообразимо тонкое ощущение. Удивительное сочетание тканей, ручек и желания играть – это вылилось в спектакль. Это спектакль-лаборатория, изучение того, что происходит с публикой в момент контакта с персонажами. Это концентрат игры. В спектакле есть несколько механизмов: момент, когда публика лежит и смотрит на небо, и «обнимательная» машина в конце. У меня такое было в Архангельске, когда я вдруг увидел окна домов. Это было захватывающее ощущение магии. Не помню, сколько я тогда просидел, глядя на эту картину мира. И здесь люди лежат, смотрят на небо, на Месяцев. Простая история с обниманием в конце становится ключевой. Иногда ее даже сложно закончить.

ОКОЛО: Людям не хватает прикосновений и возможности просто остановиться, посмотреть на звезды и на небо, друг на друга?

Олег Скотников: Городской житель – это житель маленькой социальной дистанции и крепких стен, которые мы выстраиваем. Эти персонажи приходят, чтобы разрушить стены и дать возможность соприкоснуться с мифом. Если вспомнить Проппа, то миф – это то, что было в детстве в сказке, которую читала мама. Мы хотели бы встретиться с архаикой, но у нас нет точек входа. Но мы все живем в этих кодах, они никуда не делись. 

ОКОЛО: Спектакль «Мистиарий» - совершенно другой по атмосфере. В нем есть мистика, юмор, и вместе с тем нечто жуткое, как в театре ужасов Арто и абсурдное, как у Беккета или Ионеско. В нем так много ярких красок, форм, знаков, что во время просмотра на ум приходят разные произведения современного абстрактного искусства. Расскажите подробнее, какие ассоциации вы бы хотели вызвать у ваших зрителей этим спектаклем?

Олег Скотников: Не то, что мы хотим что-то вложить. Это все-таки игра художника с темой. Он берет тему, которую хочет раскрыть, начинает с ней играть, и играя, обращается к разным аспектам. Анна специально делает так, что спектакль не конкретен. Каждый может его воспринять по-своему: ребенок – одним, родитель – другим, профессионал – третьим способом. Кто-то увидит коды, кто-то их пропустит. Талант Анны в том, чтобы собрать эту мозаику, чтобы она не рассыпалась на отдельные пласты. То, что вы там видите, оно там есть. Но оно там есть, потому что вы это видите. Это диалог. Когда нас спрашивают о фабуле спектакля, мы всегда говорим: «Лучше вы нам расскажите!». Это будут три разные истории, рассказанные разными людьми. Это очень интересно, потому что в этом наша «уличность». Мы должны быть доступны и интересны всем. Игра с теми тенденциями, которые висят в воздухе, тем, что современно, всегда заложено, потому что Анна – человек начитанный, образованный и играет с теми смыслами, которые уже есть. Кто-то увидит Арто и Ионеско, а кто-то примитивную историю. Что это: наив или постмодернизм? Мы балансируем на грани этих двух понятий.

ОКОЛО: Какие планы строит ваш театр? Какие новые проекты ждут зрителей?

Олег Скотников: Мы недавно закончили постановку в Воронежском театре кукол. Сейчас начинается гастрольное время. Возможно, к фестивалю на Елагином успеем сделать новый спектакль. Давно хотелось поиграть с темой Шекспира. Может быть, мы сделаем своеобразную игру. Сейчас время вовлечения людей в действие. Хочется больше интерактива. Еще мы не доиграли с темой русского, архаичного театра. Есть задумка одного спектакля в этом направлении. Сейчас еще у нас есть студия. Это период, когда театр открывается для зрителя. Что из этого выйдет, мы не знаем. В жизни театра явно новый этап.

ОКОЛО: 27 и 28 мая в парке на Елагином острове планируется фестиваль в честь тридцатилетия вашего театра, на котором выступят разные театральные коллективы, многие из которых, как и вы, уже не раз выступали на Фестивале уличных театров на Елагином, например, Театр Имени Которого Нельзя Называть, театр «Vokrug» и Хор Дурацкого. Планируется выступление артистов «Упсала-Цирк». Будут театры из Воронежа и Кургана. Ваш театр представит спектакль «Месяцы» и «Музеум» в двух вариантах: перформанс и экскурсион. Это две версии одного представления? Чем они будут отличаться?

Олег Скотников: «Музеум» был сделан специально для фестиваля на Елагин-парке. Это дань нашей любви к этому парку. Это спектакль-игра. Даже больше игра, чем спектакль. В нем есть два формата существования: это площадка для инсталляции, в которой есть возможность взаимодействовать с персонажами. Иногда туда вклинивается некая экскурсия. Это наш саркастический привет современному искусству. Это спектакль-экскурсия, которое взрывает пространство-инсталляции, а потом исчезает, как мираж. То есть это не отдельные спектакли, а форма существования пространства спектакля в двух ипостасях. Это игра в разных ее проявлениях. Приходите – посмотрите. Это уникальная история, что мы в Петербурге не только сами выступаем, но еще и привозим те спектакли, которые поставили для других театров. Плюс выступают питерские друзья нашего театра.

ОКОЛО: Придем обязательно. Какой он, ваш идеальный зритель, и какой подарок он может сделать вам на ваш юбилей? 

Олег Скотников: Нет неидеального зрителя. Любой зритель идеальный. Если говорить об идеальной публике, то мы любим публику, когда она – разная. Когда это и взрослые, и дети, со всех слоев города, которые знают и не знают про нас, добрые и злые, умные и глупые.  Мы хотим видеть всех. Такая наша алчность. Для нас это встреча с нашим городом, по которому мы очень скучаем, когда уезжаем. Мы ждем встречу с петербуржцами и гостями города, и надеемся, что вместе проделаем какую-то творческую работу, и она доставит нам удовольствие.

ОКОЛО: В честь юбилея у вас запланирована так же обширная образовательная программа: с 22 по 26 мая зрители смогут совершенно бесплатно посетить семинары, лекции, мастер-классы для режиссеров и художников уличных театров, а также по работе в маске. Достаточно пройти регистрацию: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSf98JXUtriGa06gEMNaZE_QvZoOmZqc-bSoApXkKGlyR5uR6g/viewform. Получается, к развлекательной функции ваш театр добавил и просветительскую? Кто будет проводить образовательную программу? 

Олег Скотников: Так как мы занимаемся этим давно – 30 лет и представляем петербургское направление театра, у нас есть школа маски, мы являемся организаторами Союза уличных театров России, у нас накопилось много наработок, которые мы перевели в формат мастер-классов и лекций. Программа будет включать в себя лекцию о знакомстве с культурой уличного театра, о знакомстве с маской как объектом, которая будет проходить на выставке в Доме художника, а также узкопрофессиональные мероприятия для режиссеров и актерский тренинг. Мы постарались на этой неделе все наши мастер-классы, которые набрались за столько лет, максимально представить. Некоторые рассчитаны на специалистов. Можно посмотреть программу и выбрать то, что интересно.

Беседовала Инна Зайцева

Фото предоставлены театром

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения