Долгая счастливая жизнь

Семен Серзин поставил в 2019 году в Невидимом театре спектакль-путешествие “Я шагаю по Москве” по дневникам Геннадия Шпаликова, советского киносценариста (“Застава Ильича”, “Я родом из детства”, “Я шагаю по Москве”), кинорежиссёра (“Долгая счастливая жизнь”), но прежде всего - поэта. Поэта, в трагической судьбе которого, словно в кристалле, отражаются судьбы Художников в России. Шпаликов окончил жизнь самоубийством в возрасте 37 лет. В основе “Я шагаю по Москве” - его тексты: стихи, письма, песни, сценарии.

На сцене - один актер (Евгений Серзин). Он размашисто влетает в зал и исполняет знакомую каждому весенне-пронзительную “Бывает все на свете хорошо”, слушая которую, хочется улыбаться во весь рот. Но через пару мгновений песня оборвется... Смертью поэта. И перед зрителями словно отматывается старая кинопленка воспоминаний Шпаликова, а он уже взлетает (вообще-то на подоконник, но будто парит в небе, как персонаж картины Шагала “Над городом”, влюбленный в Москву). С по-детски беззаботной восторженностью Шпаликов описывает здания, жителей, улавливая и транслируя настроение родного города. Герой заговорщицки делится мыслями и воспоминаниями со зрителями, тоскует из-за трагической любви, размышляет о дружбе и правде. Его повествование порой бессвязно-фрагментарное, как поток сознания, как россыпь разноцветных стеклышек, постепенно сливающихся в калейдоскоп под ностальгические мелодии аккордеона (Павел Чернейкин).

Перещелкиваются, подмигивая, лампы самых разных форм и размеров, Серзин-Шпаликов то яростно приближает их к лицу, как на допросе, то будто подсвечивает серый мир вокруг нежным сиянием поэзии. Образ света, к которому тянется Шпаликов - ещё один герой спектакля наряду с аккордеоном.

Хрупкий, будто невесомый, все время стремящийся куда-то ввысь, не привязанный к земле, Шпаликов-Серзин поначалу - олицетворение звенящей, полной надежд “оттепели”, но, не готовый к компромиссам с совестью и угодничеству (“И так всю жизнь? Улыбаться там, где нужно, орать, помалкивать, что-то из себя строить... Я же на самом деле не такой”), будет растоптан в эпоху застоя в СССР. А у зрителя, вглядевшегося в прошлое в спектакле-путешествии, защемит сердце от цикличности истории.

Текст: Наталья Стародубцева

Фото Невидимого театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения