В заточении собственного тела

16 апреля в Камерном театре Малыщицкого «распаковали» самые болезненные процессы и социальные темы. В спектакле «Черное/Белое» (премьера 2017 года) по роману Рубена Гальего «Белое на черном» режиссер Денис Хуснияров выводит зрителей из зоны комфорта через сопереживание, сочувствие и погружение в состояние неспособности встать и пойти, станцевать фламенко или сыграть в футбол. «Ч/Б» - невероятно трогательная история о неравенстве и несправедливости, одиночестве и отвержении, доминировании и унижении, и при этом дружбе, человечности и желании жить даже тогда, когда жизнь превращается в ад.



В современных театральных постановках и перформансах есть много методов создания условий для концентрации зрительского внимания на себе или на некой проблеме. Иногда зрителям завязывают глаза или надевают наушники, изолирующие посторонние шумы, таким образом предлагая испытать на себе различные аспекты зрения, слуха и их отсутствия. Такие «практики чувствования» позволяют расширить границы восприятия и оценить многое из того, что мы воспринимаем как должное. В постановке «Ч/Б» вся сцена покрыта упаковочной бумагой, в которой актеры прорезают круги и треугольники, а затем рассказывают, глядя на зрителей в эти импровизированные окна, свои истории о том, как жить, есть, пить чай, лепить грибок из пластилина или писать диктант тогда, когда ноги не ходят, а руки невозможно сжать.

Эти истории были бы совсем непереносимы для эмпатичных людей, если бы не паузы, которые сделаны для разрядки напряжения и одновременно более глубокого погружения в сопереживание процессу. Во время этих пауз учительница или Дед Мороз дарят «девочкам» из зрительного зала подарки или вместе поют «Чунга-Чангу». В результате все присутствующие в маленьком зале театра на некоторое время становятся обитателями детского дома для детей с ДЦП и разными неврологическими нарушениями, который описал в своем автобиографическом романе парализованный с детства Рубен Гальего.



Рубена великолепно играет Александр Худяков. В течение практически всего спектакля зрители видят только его голову, торчащую из дырки в полу и невероятные сияющие глаза. Александр рассказывает о том, каким кошмаром была жизнь Рубена с совершенно запредельным принятием. В этих историях есть и воспоминания о доброте учительницы, хвалившей мальчика за самый красивый грибок, и осознание полного одиночества в мире, где, даже если он будет «хорошо учиться и хорошо себя вести», ходить он не сможет никогда.

«Где взять несчастных в самой счастливой стране мира», в которой так «хорошо» заботились об инвалидах, что слушать об этом страшно. Но и в этом «аду» маленькие люди умудрялись выживать и развиваться. Физическая ограниченность и равнодушие учителей не так уж и препятствовали тем, кто хотел читать и учиться, вникать в глубины смыслов «Соляриса» и постигать законы физики.



Сотрудники детского дома показаны очень символично, в том числе и благодаря тому, что одни и те же актеры играют сразу несколько ролей. Например, роль влетающего верхом на швабре психиатра, равнодушного доктора и директора превосходно сыграл Виктор Гахов. Добрую нянечку и нянечку, которая довела Рубена своими унижениями до кризиса, хрупкую бабушку в доме престарелых и множество других персонажей великолепно и совершенно по-разному играет Светлана Циклаури.

Учитывая сложность восприятия поднятой темы, режиссер сделал очень нужную здесь смену настроений, которая реализована как с помощью света, когда, например, свет гаснет, а на стене появляется прямоугольник или когда в круге света тень нового обитателя детского дома боксирует сама с собой, так и посредством сюжета. Так, вслед за историей о жестокости может идти рассказ об испанке, которая выслала открытку. Более того, ее танец фламенко под славянскую музыку – великолепный, чувственный элемент спектакля. Не менее важный компонент – юмор, который проявляется, например, в историях про собаку или бабушку жены. Здесь он горький, со слезами на глазах, но только благодаря ему удается принять и до конца выдержать все происходящее.



В постановке есть множество важных для понимания деталей. Пока идет повествование, часть актеров рисует мелом на бумажной стене. На лицах детей во время празднования Нового года – бумажные маски. В финале «подарок» оказывается распакованным, маски сорваны и происходит невозможное – игра в футбол.

Эта воплощенная на сцене мечта в силу своей невозможности вызывает тот самый катарсис у зрителя, к которому ведет все усиливающееся напряжение. Такой подарок никто не в силах подарить этим детям, кроме театра и воображения. Заточенный в тюрьме собственного неподвижного тела Рубен сознается: «Я – герой. У меня просто нет другого выхода». И в этой фразе столько же силы, сколько чувства в песне «Эх, дороги», которая звучит в финале.

«Ч/Б» - откровенное признание от лица детей, которым приходится страдать не только из-за ограниченных возможностей тела, но и из-за равнодушия, отвержения и нетолерантности. Этот спектакль вызывает бурю эмоций, включая чувство вины и сострадание, а так же способствует переосмыслению собственной жизни и того пути, который мы выбираем.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии КТМ 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения