Спички. Огонь, который сжигает изнутри

Для своей постановки в ТЮЗЕ режиссер Артем Устинов взял современную пьесу Константина Стешика “Спички” (премьера была в 2019). Эта пьеса не так давно звучала на фестивале “Любимовка”. Стешик берет для своих сюжетов современность, дополняет ее элементами бытовой мистики и на выходе получается современная притча. Главные герои этой пьесы живут и пытаются осознать себя в паузах между жизненными буднями.

Художник Егор Пшеничный нашел интересное решение пространства. При входе в зал сразу обращает на себя внимание неправильная форма сцены, она напоминает воронку - широкая часть обращена к зрителям, а узкое горлышко уходит в глубину. Наполнение тоже аскетичное - скамейка, урна и микрофон. На белых стенах видны двери, которые периодически открываются в потустороннее черное пространство. Из него будут появляться безучастные обстоятельства - черные волки, в эту черную пустоту будут уходить герои, а потом снова возникать из него. Там, за дверью, страшный, таинственный лес.

Главный герои Толик (Дмитрий Ткаченко) выходит в начале к микрофону и рассказывает про себя, честно и прямо. Он - усталый рыцарь в плаще, рефлексирующий, курящий на скамейке. Пока он курит, его жизнь словно становится на паузу. Толя всегда прикуривает только от спичек, он не любит зажигалки. Что можно успеть сделать, о чем подумать, пока горит спичка? Замереть и смотреть на нее, пока пламя не обожжет пальцы. Самое светлое в жизни Толика - его дочка, каждый вечер он укладывает ее и рассказывает страшные сказки, которые сам и придумывает. Но раз за разом сказка обрывается, то звонком, то окриком, мы так и не узнаем, получится ли спастись герою в ней или нет. Кажется, что через эти сказки персонаж Дмитрия Ткаченко пытается обрести смысл жизни, найти то значительное, что нужно успеть сделать.

Антигерой же в этой пьесе - Собачница Татьяна Николаевна (Мария Соснякова). Она безмерно любит своих собак, но людей не любит. Ее тотальное одиночество превращается в ожесточение и подозрительность по отношению к другим. Шаркая в тапочках-собачках, Татьяна Николаевна предлагает Толе завести собаку, у нее даже есть номерок женщины с щенками. Герой хватается за мысль о собаке, как за новую спасительную идею. Это и приведет его к трагедии в конце. У каждого героя есть друзья, у Толи - эзотерик Максим и неудачный самоубийца Антон. Максим (Илья Божедомов) одухотворен, верит в знаки, но вскоре в погоне за осознанными сновидениями сходит с ума и умирает. Антон (Никита Остриков) жаждет одиночества и покоя, он устал от невротических отношений в семье и пытается утопиться в холодном озере. Попытка не удается, его спасают алкоголики и он продолжает дальше тянуть лямку жизни. В жизни Толи есть и любовь - жена умершего друга, Маша (Анна Слынько). После смерти мужа Маша страдает от пустоты и одиночества, не знает куда себя деть, ей физически тошно, мешают руки. Толик, как рыцарь, пытается спасти даму, постепенно возрождая девушку к жизни своей заботой. Они решают, что Маше надо завести собаку, и отправляются на поиски Собачницы в парк. Долго ищут странную женщину, но она,  увидев их, пугается и ранит Толю ножом. Он погибает. А Маша остается, и теперь она уже будет рассказывать его дочке сказки и охранять ее сон.

Спектакль рассказывает современную историю “лишнего человека”, хорошего человека, попавшего в ловушку обстоятельств, о его пути сквозь тьму к себе настоящему. Здесь поиск заканчивается трагедией, и неизвестно, будет ли дано герою переродиться.

Текст: Наталья Яковлева 

Фотографии ТЮЗА

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения