“Сафари во времени”: бабочки, динозавры и инклюзия

«Раздавите ногой мышь — это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека — смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Наступите на мышь — и вы сокрушите пирамиды. Так что будьте осторожны. Держитесь тропы. Никогда не сходите с нее!» (И грянул гром. Рэй Брэдбери)

22 и 23 апреля в Доме Радио состоялись показы “Сафари во времени”. Инклюзивный спектакль театральной компании “Разговоры”, проекта Фонда поддержки социальных и культурных проектов Альма матер, вернулся после долгого перерыва.

Нейроразнообразная команда - актриса Яна Савицкая (она же - авторка идеи и режиссерка) и Паша Соломоник, актер с РАС - создали постановку, вдохновленную фантастическим рассказом Рэя Брэдбери “И грянул гром”. Он о недалеком будущем, в котором возможны путешествия во времени. Корпорация “Сафари во времени” организовывает туры в прошлое, аж во времена динозавров - с опцией убить отдельные обреченные на скорую гибель особи. Главное правило сафари - не сходить с тропы, не наступать даже на травинку, поскольку это может повлечь непредсказуемый эффект в будущем. Главный герой Экельс нарушает наказ и убивает бабочку, как результат - весь мир после его возвращения вроде бы такой же, но другой: иная орфография, президент-либерал сменился на диктатора. По аналогии с рассказом Брэдбери возникло понятие “эффект бабочки”, означающее риск радикальных необратимых последствий даже вследствие небольших, незаметных изменений.

Спектакль “Сафари во времени” играется на русском и английском языках. По форме он напоминает и читку, и лингвистический анализ. Чистые отточенные фразы на английском произносит Яна, перевод на русском с другой интонацией - Паша, он словно протягивает руку помощи зрителям, понимающим не все иностранные слова. А зрители буквально осязают текст буква за буквой, глубже и трепетнее вникая в смысл каждой фразы. Так возникает диалог между актерами и бережная коммуникация с залом.
Сценография лаконична - пара стульев, на которые присаживаются время от времени актеры, и экран - на него проецируется видеоарт актрисы и фотохудожницы Александры Магелатовой. Sound-art - Станислав Стяжкин. Движущиеся растения, будто тревожно вздыхающие, причудливые силуэты животных, нарастающий шум, эхо голосов актеров сплетаются в единое медитативное полотно.

Осознанное, внимательное отношение к природе, к другим людям - то, что отсутствует у героя Экельса в рассказе Брэдбери - восполняется в спектакле. Яна с огромной нежностью улыбается Паше и поддерживает его во время действия.

“Сафари во времени” транслирует возможность инклюзии, то есть “включения” каждого в общество и коммуникации - мужчины и женщины, нейроотличных и нейротипичных людей, представителей разных наций. Это практический пример уважения, партнёрства и экологии отношений - то, что так ценно и необходимо миру сегодня.

Текст: Наталья Стародубцева 

Фото Александры Магелатовой 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения