Остальное всё понятно без слов, или флирт с манекеном

8 апреля театр Приют комедианта открыл двери для поклонников комедийного жанра в честь премьеры спектакля «Игра любви и случая». Режиссер Сергей Грицай создал уникальную постановку по пьесе французского драматурга Пьера де Мариво, в которой комедия дель арте, современные гаджеты, юмор, романтика, музыка и танцы объединены в яркой художественной форме.

Под звуки зажигательного французского шансона зрители переносятся в один из «бульварных» театров французской столицы – «Комеди Франсез», «Одеон» или «Ателье», в стенах которого фейерверк буффонады соседствует с музыкальностью, а все сценическое пространство так же подвижно, как находящиеся в постоянном движении артисты.

Название пьесы - «Игра любви и случая», и, возможно, поэтому к игре в шахматы отсылают клетки из светотени на полу сцены, которые в моменты искренних признаний становятся просто сеткой. При этом ни на сцене, ни в актерской игре нет ничего случайного. В нужные моменты актеры обращаются к зрителям, выходят из зала на сцену, поворачиваются спиной и смотрят в овальное зеркало над сценой, которое автоматически опускается ниже и наклоняется так, чтобы зрительному залу было видно отражение исполнителей. Дверь в центре сцены – это возможность войти в сценическое пространство, выйти из конфликта, потерять предмет любви, подсмотреть за происходящим на сцене и найти скрытую за всеобщим обманом правду. В один из ключевых моментов дверь превращается в парусник, на котором открывшиеся друг другу влюбленные могут уплыть вдаль и не дать друг другу утонуть в глубине аффектов.

Основа французского сценического стиля – психологизм и яркая поэзия игры. Всё это есть в спектакле, в котором задействован великолепный актерский состав. Талантливый артист театра и кино, слава к которому пришла после роли дворецкого в сериале «Моя прекрасная няня» - Борис Смолкин создал замечательный образ отца невесты – господина Оргона. Флегматичный аристократ, интеллигентный и мудрый игрок, он заранее знает всю суть интриги, наблюдает за происходящим в его семье и, отлично понимая законы флирта, направляет свою дочь и ее жениха друг к другу навстречу.



Дочь господина Оргона – Сильвию сыграла очаровательная Диана Милютина. Она профессионально фехтует и при этом удивительно женственно танцует. В ней сочетается стиль, элегантность, красота, а так же отцовское умение просчитывать людей и будущего мужа на несколько ходов вперед. План девушки – основа сложившейся комедии положений. Сильвия так опасается того, что «мужчина – двуличное чудовище», что хочет больше узнать о своем женихе и переодевается в свою горничную Лизетту.

По забавному совпадению такая же идея приходит в голову жениху Доранту (Сергей Якушев). При этом в новом образе ему совершенно не удается скрыть свой аристократизм. Более того, «слишком галантный» Дорант – «красавец-мужчина», а это, с точки зрения Сильвии, скорее недостаток, чем достоинство.

И Дорант, и Сильвия хотят наблюдать за будущим избранником так, чтобы он об этом не знал. Каждый из них, словно безмолвный символический наблюдатель-манекен, который стоит в углу сцены в клетчатом пиджаке и кепке, хочет остаться незамеченным, но они настолько увлекаются друг другом, что совершенно теряют из вида тех, за кем хотели бы вести слежку, а зря.
Их слуги – Лизетта (Дарина Одинцова) и Арлекин (Игорь Ключников) создали великолепный комический дуэт. Они устраивают песенные и танцевальные баттлы и купают друг друга в комплиментах. «Королева», «чаровница» Лизетта в красном платье с шикарной шляпой на голове совершенно «лишает рассудка» Арлекина, который в страстных любовных порывах падает перед ней на колени, целует ее руки и находится с девушкой в удивительно симметричном движении, которое символизирует полное взаимопонимание.

Арлекин – маска из комедии дель арте – профессиональный шут и универсальный образ, без которого не обходится ни одна интрига. Его главная функция – организовать игру. У него есть особые прыжки и движения. Игорь Ключников прекрасно воплотил на сцене традиционный образ и придал ему лучшие черты современных комедийных и анимационных персонажей, включая жесты, мимику и изменения тембра голоса.

Последний персонаж спектакля – брат Сильвии Марио (Илья Тиунов) – морячок в ярком зеленом пиджаке и тельняшке с большими наушниками на голове. В нем есть что-то от Жан-Поля Бельмондо, Жерара Филипа и Сержа Генсбура. Марио курит трубку, напевает “Besame mucho” и помогает своей сестре добиться полной и безоговорочной победы на любовном фронте.

«Игра любви и случая» в Приюте комедианта — это яркая и современная постановка по классической комедии положений. У актеров есть много атрибутов XXI века, включая сотовые телефоны, Алису, пылесос и утюг. Эффект усилен благодаря цветным костюмам, созданным Андреем Климовым. И наконец, мощный мажорный аккорд постановки – французская музыка и общая атмосфера праздничной легкости. Благодаря точно выверенной режиссерской работе Сергея Грицая получилось очень гармоничное сочетание современности и площадной сатиры комедии дель арте, в котором яркими красками пленяют естественность, творческая раскованность и поэтический натурализм.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии Приюта комедианта 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения