«Достоевский. Братья».  Размышления о нас самих

Спектакль «Достоевский. Братья» Независимого режиссерского проекта Юлии Паниной «Пан.Театр» дышит остротой и болью. Фёдор Михайлович прорывается в наше абсурдное время потоком инфернальных мыслей Ивана Фёдоровича Карамазова. Рядом юродивый и чёрт, они взывают к совести и к низким чувствам. Что победит? 

Гений Достоевского в том, что помимо интриги, философского и психоделического звучания его произведения чудовищно современны. Федор Михайлович будто наблюдает из позапрошлого века за нами и пророчествует братоубийственную войну. И та случилась. Артисты следуют за прозой Достоевского с удивлением и будто сиюминутным прозрением. Зритель не знает, как развернется и куда поведёт дальше этот симбиоз писателя, воли режиссёра и актерской интонации. 

Очень интересно решены разговоры Катерины Ивановны (Мария Васильева) и чёрта.
Чёрт (Роман Вебер) - мерило всего: он выковыривает подноготную каждого, но особенно пристально в него, как в зеркало, смотрится Иван Карамазов (Константин Гаёхо).
Перед нами разворачивается трагедия амбициозного и жестокого истязателя - и себя самого, и всего живого и трепетного вокруг. Он кладёт мокрое полотенце на лоб, моет ноги в тазике. Не иначе как роль повелителя - это его суть.


Монолог про смерть вызывает оторопь. Ощущается неизбежное жертвоприношение (не сегодняшнее ли это чувство бессмысленной, никому не нужной лжепобеды?).

Молчаливо сидящая фигура под капюшоном (Наталия Эсхи) и голос, прекрасный голос, будто поющая в райском саду птица (Саша Гладь) - это рок и надежда на счастье. 

Однако завершающий дьявольский танец Ивана во всполохах гаснущего и вспыхивающего света рождает в зрителе тревогу и ставит вопрос: а от каждого из нас хоть что-нибудь да зависит в одержании верха над тёмным и страшным?

Текст: Елена Добрякова

Фотографии ПАН.театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения