ВЫСОЦКИЙ. Requiem. Поэты живут и должны оставаться живыми

Жизнь и судьба Владимира Высоцкого подается режиссерами (Русланом Кудашовым и Павлом Григорьевым) не как сухая биография, переплетенная с песнями и стихотворениями, а как эмоциональные отсветы его жизни и эпохи в целом. Будто мы видим всё через замерзшее стекло автобуса, где самое яркое и сильное пробивается к нам. Премьера спектакля "Высоцкий. Requiem" в Большом театре кукол состоялась в 2015 году.

Спектакль скроен из этюдов, которые нанизаны на линию жизни героя, и вместе с тем мы видим, как меняется жизнь в стране через них. Актеры разделены на два хора - мужской и женский, но сольные партии дадут лишь мужчинам. Зрители разделены сценой на две части, так что герой будет окружен людьми, как это было и в его реальной жизни. Где-то вдалеке приглушенно мы слышим запись интервью Владимира Высоцкого, она немного шумная, долетают только отдельные слова.

Спектакль начинается со знаковой и тяжелой сцены прощания в театре на Таганке, все условно, но предельно ясно - посередине лежит длинная деревянная доска, которую потом понесут мужчины. Дальше нам будут рассказывать постепенно путь Владимира Высоцкого от рождения до Гамлета на Таганке. Ни слова от себя, только его стихи и песни, которые будут прочитаны без подражания его манере, они прозвучат по-новому. Для каждого эпизода выбрано определенное стихотворение, но и оно может вдруг поделиться между актерами и зазвучать перекличкой, из знакомой песни стать жесткой декламацией, или, наоборот, из резкой, грубой, блатной превратиться в лиричный напев. Несколько стихотворений могут начать вступать в диалог или же перебивать друг друга, смешиваясь и заглушая. Какие-то отрывки требуют дополнительного реквизита и обрамления, а некоторые же будут звучать без всего.

Начинается все с “Баллады о детстве”, которая разбита на отдельные отрывки, показывающие послевоенную жизнь людей, бедность, доносы, террор, дворовые драки и тюрьмы. Дальше на контрасте наивная и смешная сцена поступления в театральный, где абитуриенты делают эскиз под “Розу гимназистку”. Трогательная до слез сцена с девушкой на железнодорожном переезде, которая читает как обращение “Песню Алисы”, а, смеясь над ней, в Африку отбывают мужчины под “Что случилось в Африке?”, громко стуча в чемоданы. Вспыхнет сильная, дающая почувствовать всю магию рождения образа в театре сцена Гамлета, которая разыгрывается под стихотворение “Мой Гамлет”. Шут с бубенцами на колпаке что-то выкрикивает в толпу и кружится в пляске, Гамлет на коленях читает отрывок невидящим взглядом. Можно, кажется, почувствовать, как сцена уходит из-под ног.

Любовная линия героя дана более слабо, лишь намеком. Главное тут - чувство его стихотворения, дух эпохи в его поэзии, личное остаётся чуть в стороне. Даже боль автора кажется тут не переживанием, а сигналом перемен, которые грядут и уже видны на горизонте. В этом спектакле он автор, актер, символ, чуть меньше человек. Здесь видна сама суть поэзии Владимира Высоцкого, насколько она универсальна для понимания. Можно откинуть все внешнее, манеру исполнения автора, но в оставшемся ядре сохранится та наполненность любовью, болью, страстью и страхом, которую в них вложил Владимир Высоцкий.

Текст: Наталья Яковлева 

Фотографии БТК

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения