Семен Толов:  «Когда стрелка компаса все время пытается указать на себя, невозможно найти дорогу»

Совсем недавно в ТЮЗе имени А.А. Брянцева сыграли премьеру спектакля «Отрочество» Ивана Орлова. История семьи Иртеньевых, впервые сталкивающейся со смертью и пытающейся заново почувствовать свое единение, драматично заостряется в пьесе Ярославы Пулинович и фокусируется на переживаниях главного героя. Николеньку играет Семен Толов - музыкальный, нетривиально мыслящий молодой артист мощно погружает во внутренний мир героя и вместе с ним проходит непростой путь взросления. Мы поговорили с артистом о мультивселенной его персонажа, поиске света и умении разделять свое и чужое. 

Семен, что повлияло на ваш выбор профессии?

В 10 классе нужно было выбирать, чем заниматься дальше — отец предложил освоить профессию инженера, мать — актера, и я выбрал второе. Посещал студию Константина Хабенского, зимой — подготовительные курсы на Моховой. Увидев мастера В.Г. Баженову, понял, что хочу учиться только у нее. Впоследствии я поступил к ней на курс в СПбГУ. Конечно, я не представлял, какой сложной будет учеба, просто мечтал уехать из Сочи, сколотить свой бойс-бэнд и петь панк-рок. Я создал группу, какое-то время мы выступали, но потом я осознал, что усидеть на двух стульях невозможно.

В ТЮЗе вы заняты в 13 названиях. Какой спектакль является для вас самым значимым?

Конечно, «Отрочество» — я считаю, что эта работа помогла закрыть мне многие гештальты. Мне кажется, что в этом спектакле я сумел раскрутить себя с неожиданной точки зрения. 

Ваш герой — импульсивный, открытый, тонко чувствующий мир мальчик. Почему же все окружающие воспринимают его поведение как негативное?

Николенька — это отдельная мультивселенная, но окружающие люди заняты своими делами и не могут понять его точку зрения. Если мальчик подходит и дергает девочку за косичку, он проявляет заботу и любовь, а ее его поведение обижает. Люди, в силу разных причин, не могут себе вообразить, что есть какая-то альтернативная версия того, что происходит. Мой герой не является абсолютно положительным персонажем — в какие-то моменты он поступает довольно жестко, не считается с мнением других людей, с их личными границами, потому что не знает своих. Его взросление — настоящая история проб и ошибок.

Перед Николенькой стоит выбор — либо, образно, покончить жизнь самоубийством, либо научиться как-то сосуществовать со всеми остальными. Сосуществовать в отрицательном ключе он не может - он достаточно вразумительный человек, и депрессия - это не его история. Поэтому, в конечном счете, он принимает все, что с ним происходит, и идет навстречу к своей семье.

Это сосуществование не вынуждает Николеньку отказаться от себя, не лишает его индивидуальности?

У такого рода людей индивидуальность рождается, когда стрелка их компаса направлена на внешнее, а не на внутреннее, на то, чтобы заниматься людьми вокруг, а не собой. Когда стрелка компаса все время пытается указать на себя, она бесконечно крутится и не может остановиться и указать дорогу, а когда вся любовь, внимание, забота нацелены на что-то внешнее, стрелка компаса указывает верный путь. Николенька смог открыть глаза и понять, что существует его я и другое я, его личные желания и потребности и боль другого человека. Николенька по-особенному умеет чувствовать мир и может поделиться своей радостью с  другим человеком, тем самым помогая облегчить боль своего близкого. Это редкий дар. 

В одном из интервью вы говорили, что для вас в ходе работы над ролью сложнее всего было найти свет в своей душе. Что вы имели в виду?

В детстве я, как Николенька, был добрым, открытым мальчиком. Но постепенно восприятие реальности начало меняться: я не понимал, почему с моим мнением не считаются, почему нужно вести себя определенным образом, а не так, как хочется мне. Я, в отличие от Николеньки, пошел дальше и начал воспринимать все в негативном ключе, мой бунт был, казалось, против внешнего мира, но на самом деле я бунтовал против самого себя. Делал больно людям, но, в первую очередь, приносил боль себе. Я закрылся настолько, что запутался, где то истинное, внутреннее, к чему я должен двигаться, а где то, что диктует мой мозг, который настроили определенным образом, чтобы он вписывался в общественные рамки. В этом и был мой путь к свету — понять, чего хочется именно мне. Николенька обладает этим знанием.

Поменялась ли ваша жизнь после того, как вы поняли, как найти свет?

Абсолютно. Раньше мои мысли были заняты другим — я чувствовал, что мне постоянно плохо и не понимал почему, не умел находиться здесь и сейчас. Благодаря этой работе я приобрел практический навык — понял, что мысль, как мышцу в руке, можно разжать и она уйдет на второй план, а на первом плане останется спокойствие и тишина.  

Вы замечаете, как зритель воспринимает ваш спектакль?

На прошлом спектакле на поклонах я видел удивительные лица у детей! Если я себя не обманываю, все работает так, как надо. Недавно мне написал один мальчик: «Спасибо, все круто, во время спектакля я испытывал невероятную осознанность». Я бы мог ожидать чего угодно от ребенка 13-14 лет, но не слова «осознанность» - у него возник такой отклик души, и мне это дорого.

Беседовала Елизавета Ронгинская

Фотографии ТЮЗа и Павла Гордина









Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения