«По сути, ничего кроме поэзии у Есенина и не было»: интервью с актрисой и автором сценария спектакля «Есенин. Поэт и женщины»

В преддверии Международного женского дня мы встретились с Анастасией Даниловой – актрисой театра «Двое» и автором сценария спектакля «Есенин. Поэт и женщины». Мы поговорили о короткой, но яркой жизни Сергея Александровича и о роли матери и возлюбленных в его судьбе. 

ОКОЛО: Анастасия, скажите, почему многие творческие коллективы в последние годы обратились к творчеству Есенина и в частности к его отношениям с женщинами? В репертуаре вашего театра есть спектакль на эту тему. Кстати, он имеет какое-то отношение к спектаклю «Женщины Есенина», который идёт сейчас в МХАТе Горького?

А.Д.: Сначала отвечу на последний вопрос. Наш спектакль не имеет никого отношения к МХАТовскому спектаклю. Работать над нашим «Есениным» мы стали в сентябре 2019 года, а премьеру показали в мае 2021-го, если бы не пандемия, то показали бы в 2020-м, как планировали, но жизнь внесла свои коррективы. Так что наш спектакль был показан на полгода раньше МХАТовского. Что касается первого вопроса, то, я думаю, интерес есть потому, что много вопросов остается без ответов. Например, такой: почему, имея столько романов с разными женщинами, Есенин так и не нашел ту единственную, с которой обрел бы счастье? Ради которой бросил бы пить. Вместе с которой воспитал бы детей и внуков, и умер бы в 70 лет заслуженным поэтом страны Советов. 

ОКОЛО: А это, вообще, было возможно?

А.Д.: Нет, но ответ именно на этот вопрос «Почему?» интересует многих до сих пор, поэтому создаются все новые и новые произведения на эту тему.

ОКОЛО: А, может быть, такие произведения появляются потому, что многие просто любят копаться в грязном белье известных людей?

А.Д.: Ну, и поэтому тоже (смеётся – примечание «Около»)! Хотя лично мы ставили перед собой другие цели и задачи, создавая наш спектакль. Просто рассказать вам о том, с кем спал Есенин, это неинтересно. Верите?

ОКОЛО: Верю! Но скажите, почему такой большой интерес возник в последнее время к роли матери в жизни поэта? Например, в спектакле «Женщины Есенина» мать играет Екатерина Стриженова, глядя на создаваемый ею образ, трудно поверить, что это одна и та же женщина с той, которую мы привыкли видеть. Татьяну Фёдоровну всегда представляли такой иконой материнства – скромной, тихой, преданной своему гениальному сыну.

А.Д.: Ну, надо понимать, что когда писалась официальная биография Есенина, Татьяна Фёдоровна была жива, были живы и родные сестры поэта, Екатерина и Александра, которые часто выступали редакторами статей и книг о Есенине, и вы думаете, они бы позволили писать плохо об их матери? 

ОКОЛО: А было что писать?

А.Д.: Татьяна Фёдоровна была живой женщиной со своими недостатками и проблемами, жила, как умела, как говорится. Не нам её судить. 

ОКОЛО: У вас в спектакле нет фигуры матери Есенина?

А.Д.: Нет. Прежде всего, как автор сценария, я хотела рассказать о женщинах, которые не были кровно связаны с Есениным, о тех, кто прошел через его судьбу и оставил свой след в его творчестве, хотела сместить фокус с самого Есенина на судьбы этих женщин, рассказать, как они прожили свои жизни. В сценарии очень много реальных воспоминаний, выдержек из писем и дневников. Да, поводом для нашего разговора стал Есенин, но мне хотелось, чтобы зрители узнали имена значимых для него женщин, какие-то факты о них, обычно они всегда остаются в тени Есенинской биографии. Что касается матери, то её фигура не появляется в нашем спектакле напрямую, но внимательный и чуткий зритель поймет, что вычеркнуть ее из этой истории невозможно, но и говорить напрямую об отношениях сына с матерью – это как раз тот случай, когда создателей можно упрекнуть в перетряхивании грязного белья.

ОКОЛО: Почему вообще люди заговорили о роли матери в судьбе Есенина? Не считая того факта, что эта женщина произвела на свет будущего поэта, какая у нее связь с его дальнейшей судьбой? 

А.Д.: Вы затрагиваете очень глубокий и болезненный вопрос. Боюсь, я не смогу ответить коротко. Но попробую ужаться (смеётся – примечание «Около»). Каждый из нас, взрослея, испытывает влияние истории своего рождения, если она, конечно, нам известна. Есенин свою историю знал. Он жил в деревне, где все всё друг о друге знали, и мальчик просто не мог не слышать разговоров о своей матери. Взрослые шептались, а, может, и не шептались, может быть, называли вещи своими именами. Но позже Есенин и сам говорил во всех своих автобиографиях, что жил он у бабки с дедом, ни отца, ни матери в ранних детских воспоминаниях его нет. Конечно, это наложило отпечаток на его дальнейшую жизнь. Глубоко осмыслить значение этой детской травмы в судьбе Есенина стало возможно только после определенного количества современных публикаций. В них были обнародованы факты, которые продолжали еще в советское время собирать исследователи жизни Есенина, они беседовали с односельчанами, соседями, очевидцами. Сейчас все это уже не тайна. Просто раньше об этом было принято молчать. И во многом обсуждение роли матери в судьбе Есенина стало возможным из-за публикации мемуаров Надежды Вольпин, матери четвёртого ребенка Есенина, хорошо знавшей и любившей поэта. Она была одной из немногих женщин, кто ушёл от Есенина по доброй воле, она рассталась с ним, будучи беременной, и вопреки собственному глубокому к нему чувству. Родила сына для себя, несмотря на уговоры Есенина избавиться от ребенка. Она понимала, что Есенин не изменится, потому что проблемы его психики лежат глубже, чем многие близкие ему люди видели или думали, что видели. В отличии от других женщин, с которыми Есенин имел отношения, Надежда Давыдовна трезво оценивала его характер, склонности и болезненное отношение к собственной матери. С его слов она знала об их сложных отношениях, знала, - может быть, не до конца, - историю его рождения и детские переживания, связанные с тем, что мать оставила его своим родителям, когда уехала почти сразу после его рождения на заработки в большой город. По сути Есенин не знал матери до 5 лет. Нянчила, кормила и лечила его бабушка по линии матери. Именно её, точнее свои чувства к ней, он воспел в стихах, которые многие считают посвященными матери. Надежда Вольпин знала об этом, и, увидев однажды мать поэта в городе, в один из ее приездов к сыну, не нашла в ней ни приписанной им красоты, ни кротости, ни любви. Есенину хотелось, чтобы так было. Такой внутренний конфликт между реальностью и мечтой. Надежда Давыдовна знала о претензиях Есенина к матери, которые он неосознанно переносил на всех женщин. Горькая обида, которую держал в душе Есенин, не могла не прорываться, не могла не ранить его и окружающих его женщин. Боль, пережитая Сергеем Александровичем в детстве, поистине имела разрушительную силу, он нес ее с собой на протяжении всей жизни, не умея, не зная, как от неё избавиться. Если бы Есенин жил сейчас, то, скорее всего, ему бы помогли примириться с призраками несчастного детства, – психотерапия творит чудеса. А тогда он мог только заглушать страдание, и делал это знакомым ему способом, через вино и водку. Конечно, чтобы разрушить личность, одной несчастной детской истории мало. Само время давило на него очень сильно, слом эпох – рушение прошлого мира и отсутствие реальных перспектив счастливого будущего. Есенин довольно быстро разочаровался в революции. И уж так сложилось, что не имея уверенности в завтрашнем дне, не будучи способным создать прочные отношения с женщинами, он всего себя отдал поэзии. По сути ничего кроме поэзии у Есенина и не было. Только стихи не могли его предать, причинить боль, отвергнуть. Друзья могли, собутыльники могли, сильные мира сего использовали его в своих играх, а у женщин не получалось заполнить пустоту в душе, они всё время чего-то от него хотели, и только поэзия была тем идеальным, вымышленным образом его предназначения, – как образ матери в его стихах, – которому Есенин до последнего дня служил. Все это поняла о Есенине Надежда Вольпин и потому ушла от него. Я очень рекомендую всем, кто интересуется Есениным, почитать её воспоминания. Она написала их, когда ей было за восемьдесят, когда тех, о ком она писала, уже почти не осталось в живых, и ей нечего было терять и скрывать, она оставила очень откровенные записи о мужчине, которого любила. 

ОКОЛО: Надежда Вольпин есть в вашем спектакле? 

Анастасия Данилова: Да, и ещё шесть женщин: Анна Изряднова, Лидия Кашина, Зинаида Райх, Галина Бениславская, Айседора Дункан и Софья Толстая.

ОКОЛО: И всех играете вы?

А.Д.: Так уж вышло (смеётся – примечание «Около»). У нас маленький театр, всего два актёра, поэтому женские персонажи играю я, а мужские Владимир Королев, мой муж и мой партнер по спектаклю. 

ОКОЛО: Не могу не спросить, наверное, вам часто задают этот вопрос, и всё же: почему Владимир играет Есенина, ведь он совсем на него не похож?

А.Д.: Да, вопрос такой задают часто, но я обычно отвечаю на него другим вопросом: а почему актер обязательно должен быть похож на прототип? Конечно, я понимаю, что удобнее видеть привычный образ, и, наверное, для зрителей было бы легче, если бы Владимир был голубоглазым блондином, все бы получили удовлетворение: «Ах, как он похож!». Но мы не хотели показать зрителям шоу «Точь-в-точь», мы хотели начать с ними разговор о женщинах, которые отдали много сил, средств, времени и чувств, чтобы сейчас читатели, зрители во всем мире, не только в России, могли говорить и вспоминать о Есенине. Да, Сергей Александрович прожил всего тридцать лет, но, зная его биографию, с уверенностью можно сказать, что могло быть и меньше. Каждая женщина, которую мы вспоминаем в нашем спектакле, в разные моменты жизни Есенина была его ангелом хранителем. Не раз именно женщины отводили от него смерть. Он, конечно, не избежал ее, потому что отчаянно к ней шел, и даже в чем-то призывал. Но прошу заметить, что произошло это именно тогда, когда рядом с ним не было ни одной женщины. Перед смертью он остался совсем один. Поэтому в нашем спектакле образ Есенина не главный, он помогает прозвучать именам женщин, кому нам стоит сказать сейчас: «Спасибо за нашего Есенина».  

ОКОЛО: Давайте пригласим зрителей на ваш спектакль.

А.Д.: Давайте! Мы будем рады видеть всех, кто интересуется жизнью и творчеством Сергея Есенина, кто хочет послушать его стихи, а также прекрасные песни Елены Фроловой. В музыкальном оформлении нашего спектакля звучат композиции, созданные этой замечательной поэтессой, композитором и певицей. Все песни чудесным образом дополняют атмосферу нашего спектакля! Нам часто об этом говорят, спрашивая, написаны ли они специально для спектакля. Но нет, просто они удивительно точно попадают в настроение рассказанных нами историй любви.

Беседовала Дарина Львова
Фото: Александр Копачинский





Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения