“Немой официант”. Залечь на дно в То́ттенхэме

Режиссер Владимир Юров в театре Цехъ берет для постановки раннюю пьесу Гарольда Пинтера “Немой официант” и талантливо проявляет самые лучшие стороны этого текста на сцене. Театр абсурда еще никогда не был таким живым и близким к зрителю.
Пинтер любит помещать своих героев в полупустую комнату, такое аскетичное пространство, атмосфера которого будет меняться от действий персонажей. В "Немом официанте" перед нами серое бетонное подвальное помещение, с двумя кроватями и занавесками на них. На одной занавеске карандашный набросок глаза, а на другой - уха. Слушай и смотри в оба, зритель. Еще в комнате есть элегантный английский чайный сервис на двоих. Героев тоже двое - Бен и Гас. Они появляются в этой комнате, вид у них вполне обыденный, привычным жестом оставляют сумки и собираются заварить чай. Одно “но”, оба в крови, но их это не смущает. Дальше персонажи постепенно сами раскроют нам, кто они такие, а вот что происходит - не будет понятно ни им, ни нам до самого конца. Здесь режиссер мастерски закручивает детективную интригу, вытаскивая ее из пьесы.

Двое в мрачной подвальной комнате — киллеры, нанятые таинственной политической организацией, раскинувшей сети по всей стране. Киллеры получили адрес и ключ и ожидают инструкций. Рано или поздно появится жертва, они её убьют и будут свободны. А в это время они заняты обыденными делами: читают газету, пьют чай, слушают радио, играют мячиком в футбол. Бен (Алексей Вдовин) представляется как опытный товарищ, киллер со стажем, который всегда исполняет приказы и не задает вопросов. Гас (Константин Плотников) - молодой киллер, немного романтик с прозорливым умом, в нем меньше порядка и больше живого беспокойства. Бен и Гас противоположны по характеру, что и нужно автору, чтобы раскрыть не только интригу сюжета, но и вплести политическую иронию. Гас постоянно задает вопросы, комментируя случаи из газет, которые зачитывает Бен, это вопросы критического мышления. А кто ему подсказал так сделать? А что будет, если они так поступят? А кто придет к нам на смену? Блестящая болтовня о пустяках, которой бандиты скрывают своё растущее беспокойство, может прерываться джазовыми номерами героев. Все это выводит их довольно абсурдные разговоры на человеческий уровень понимания. В спектакле присутствует сверхъестественная сила, немой официант, мистический элемент - лифт для отправки заказов на кухню ресторана. Этот лифт присылает заказы, которые пытаются выполнить киллеры, чтобы не обнаружить себя. Но немой официант вновь возвращается, заказы поступают всё более сложные, с требованием блюд греческой и китайской кухонь. Рядом с немым официантом есть переговорное устройство, и Бен входит в переговоры с этими силами. И наконец получает последнюю инструкцию сверху. Какую именно, нам все время подсказывает режиссер, добавляя сцены с летящей пулей, с резким звуком струны, который пронзает болью голову Гаса.

"Немой официант" - это сплав трагедии и уморительного фарса, и все это пронизывает напряженная детективная линия. Действие притягивает зрителя с самого начала и не отпускает до самого конца, при этом можно и посмеяться от души, и почувствовать растущее напряжение внутри этой бетонной коробки. В конце же откроется большая идея о том, что мы - всего лишь винтики в этой системе, все решения относительно нас принимаются где-то выше. Все это повторяется по кругу и вот уже кто-то другой залег на дно в Брюгге.

Текст: Наталья Яковлева 

Фотографии Цехъ театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения