К СОЖАЛЕНЬЮ, ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ…

Этого концерта вместо одного года ждали два. Традиционный творческий отчёт известного композитора и исполнителя Виктора Соболенко, происходящий в собственный день рождения, в прошлом году провести не удалось: последствия COVID'а.

https://youtu.be/Ji9RaC2PDIc

Эпидемия "вроде как " прошла (хотя напастей и без неё хватает), но, к счастью, в сей день рождения всё произошло самым прекрасным образом! Концерт без перерыва продолжался около 1,5 часов. Произведения в свой юбилей композитор, вместе со своими коллегами, исполнял только свои: дуэты - для скрипки и виолончели, для виолончели и фортепьяно, трио для фортепьяно, скрипки и виолончели, а под конец, сверх объявленной программы - дуэт для двух виолончелей. Всё это в рамках юбилейного концерта "50 ЛЕТ С ВИОЛОНЧЕЛЬЮ. АВТОРСКИЙ ВЕЧЕР ВИКТОРА СОБОЛЕНКО", проходившего в любимом месте композитора: славящемся своей прекрасной акустикой зале "Ротонда" Центра искусства и музыки на Невском, 20.
Не менее прекрасным был и сам концерт! Все произведения исполнялись либо впервые, либо в качестве "Второй премьеры". Только одно из них ("6 вариаций на тему для скрипки и виолончели") было написано и исполнялось несколько раз ранее несколько десятилетий назад для "персонального исполнения" композитора со своим кузеном, талантливым скрипачом (об этом - чуть позже).

Виктор Соболенко – композитор и исполнитель совершенно особенный. География его выступлений включает Карнеги-Холл, Берлинскую филармонию, Национальную оперу в Хельсинки, Театрон в Иерусалиме, прославленные концертные площадки и фестивали в Германии, Великобритании, Дании, Польше, Франции, Англии, США. Также музыкант много выступал с гастролями по странам бывших республик СССР. Его творческая амплитуда включает исполнительство и сочинительство как академической музыки, так и фолка, джаза, арт-рока, саундтреков и импровизаций. "Орудия" его творчества – виолончель, клавишные, виола да гамба (во всех видах - от миниатюрной пардессю до контрабаса) и множество им самим придуманных инструментов для аутентичного исполнения своей музыки. Как композитор, он пишет не только для сценического выступления, но и для театра, кино, интернет-проектов и перформансов. Среди известных музыкантов, с которыми выступал В. Соболенко – Геннадий Гольштейн, Иван Шумилов, Алексей Любимов, Татьяна Гринденко, Владимир Федотов, Алексей Чижик, Михаил Блехер. Из знаковых представителей импровизационной сцены партнёрами Виктора были – Рашид Фанин, Игорь Ткаченко, Алексей Лапин, Роман Столяр, Владислав Быстров, Франсуа Карье, Мишель Ламберт, Хелен Бледсо. (Счастливчики помнят относительно недавние вечера импровизации с самым молодым партнёром Соболенко, Натаниэлем Сассуном /США/. "Забыв" о троекратной разнице в возрасте, музыканты, отлично владея виолончелью и клавишными, азартно, весело и темпераментно менялись инструментами, приводя в неописуемый восторг всех без исключения присутствующих на этом jam session).
Вика Ларина, много лет близко знакомая с композитором, вспоминает:
"Начну издалека. Я познакомилась с Виктором, когда он бросил консерваторию и увлёкся одновременно и старинной музыкой – её аутентичным исполнением на старинных инструментах, и современным джазом, и авангардными сочинениями современных композиторов. Сочинения Виктора начались с его виолончельных импровизаций. Приходя в гости ко мне или другим друзьям, он играл остроумные музыкальные портреты. Это было тогда ни на что не похоже. Я говорила Виктору, что всё это нужно записывать на ноты, а он смеялся и парировал:"Время нотных текстов прошло, сейчас любой музыкант, владеет он нотной грамотой или нет, может сделать звукозапись для истории, другое дело, что бытовые устройства не очень совершенны и - зачем записывать? Чтобы потом повторять прослушивание этих записей? Я живой и сочиню много нового, тем более, что общение с музыкантом в реальном времени и в пространстве - это много лучше, чем слушать консервы на магнитофоне". С тех пор многое изменилось и в жизни Виктора, и в технических возможностях звукозаписи. То, что я описала, было в начале 80-ых годов. Пожалуй, в те времена Виктор хоть иногда и записывал нотами свои произведения, но только для того, чтобы музыканты “нотники” могли их быстро освоить для звукозаписи в кино и театре. Затем, в 90-е, Виктор стал много гастролировать по миру с прекрасным американским пианистом русского происхождения Игорем Ткаченко. Из русских музыкантов того времени они были единственными, кто выступал со спонтанными импровизациями на лучших мировых площадках и знаковых музыкальных и театральных фестивалях. Виктор вспоминал: "Это было чудо! Каждый раз, выходя на сцену, мы не знали, что будем играть. Была только придумана драматургическая канва, рассчитанная на двухчасовое шоу. Но импровизация – это очень "занятный" процесс. Представьте, что у вас тур из 15 концертов за две с половиной недели и нужно всё время импровизировать. И, хотя в выступлениях всегда была интрига, так как музыкальные и литературные темы для импровизаций предлагались спонтанно из зрительного зала, всё равно к середине тура выстраивалась почти нотированная программа."
Вернёмся к праздничному концерту. "6 вариаций на тему для скрипки и виолончели", сочинение глубоко личное, предполагавшееся для исполнения вместе со своим кузеном, Владимиром Анохиным. Оно рассказывало языком звуков о том переломном времени, когда братья покинули ансамбль старинной музыки “Musica Petropolitana” и отдались совместному творчеству, в котором Виктор был автором, режиссёром и исполнителем виолончельных партий. Эти вариации интересны своим стилем – “лоскутным одеялом”, где "сшивались" разные жанры, любимые обоими музыкантами. Это и музыка барокко, и минимализм, и аллюзии на музыку Шостаковича, Шнитке, Бриттена. Третья часть вариаций – трагический центр цикла, воспринимающийся как реквием. Вероятно, эта часть – предчувствие трагического финала: Владимир Анохин погиб в 2019 году при драматических обстоятельствах. И хотя это произведение В. Соболенко написал 30 лет назад, в контексте новых премьерных произведений оно звучало актуально, будто появилось вчера.
 
Центром концертной программы была премьера фортепьянного трио. Двадцатиминутное произведение воспринималось как путешествие и погружение в глубины человеческой души. Появлялись и затухали отзвуки многих тем. Были слышны и русский распев, и аргентинское танго, и еврейские мотивы в безумном фугато, и бразильская румба, и опять что-то щемящее славянское – не то знаменный распев, не то похоронный плач. Безумное веселье сочеталось с трагическими образами погребальных обрядов.
 
Исполненная пьеса "Осенняя прогулка" для виолончели и фортепьяно уже звучала один раз, причем, здесь же, в зале "Ротонлда". "ОКОЛО" уже писала о ней.
 
Заключительная пьеса Виктора – "Русские в Черногорье" показала, насколько композитор блистательный стилист. По сюжету эта пьеса – иллюстрация путешествия русских туристов по Черногорью. Сочетание русских мотивов с традиционной балканской ритмикой дало ощущение праздника, похмелья и вновь продолжающегося праздника. Музыканты, исполняющие эту пьесу вместе с автором, после концерта рассказывали, что это был первый подобный опыт в их жизни. Балканская ритмика настолько прихотлива и необычна для ушей классических музыкантов, что, порой, они отказываются исполнять подобные произведения. Но Дмитрий Петров (скрипка) и Михаил Блехер (фортепьяно) блестяще справились с предложенной композитором партитурой и получили большое удовольствие от музыки. А вместе с ними и все слушатели.
 
Совершенно неожиданным было исполненное произведение "на бис": появилась вторая виолончелистка Екатерина Травкина и прозвучала ещё одна премьера - пьеса "Полёт над Тбилиси". Это был грузинский "замес" из мелодий национальных танцев и застольных песен. Исполнение было превосходным! Вместе с тем, позже композитор признался, что "Полёт..." был задуман как провокация: пьеса предназначалась для исполнения на одной виолончели, на которой бы играли мужчина и женщина в четыре руки и в два смычка. На этот раз "так" не получилось, однако Виктор Соболенко уверен, что всё впереди: "На следующем концерте сыграем новую пьесу на органе в четыре ноги!"
 
Зал "Ротонды", как всегда на концертах В. Соболенко, был переполнен. После концерта мы попросили поделиться своими впечатлениями по поводу творчества композитора одну из присутствующих в зале, Евгению: “Композиторский почерк юбиляра лёгкий и свободный. Когда слушаешь его композиции, иногда возникают знакомые ассоциации, но в следующий момент автор поражает неожиданным поворотом и ритмикой какого-то неизвестного мне фольклора, и после завершения композиций остаётся ощущение свежести и встречи с чем-то новым".
 
С этим трудно не согласиться! "Перо" у Соболенко лёгкое, моцартовское, вместе с тем - проникает очень глубоко и попадает прямо в сердце, как бы пафосно это не звучало. Однако "почерк" композитора может подчас неуловимо, но вместе с тем и резко "развернуться на вираже",чтобы через несколько секунд представить этот пафос как шутку. Как любит иногда повторять автор: "Я пишу в стиле трагивесёлой песенки".
 
Писать о достижениях композитора "за 50 лет" можно еще много, но  лучше его слушать и быть на концертах. Они бывают не часто. И хотя многие из своих произведений музыкант совершенно бескорыстно выкладывает на своём сайте http://sobolenko.narod.ru/ живое присутствие и эмоциональное соучастие на концертах В. Соболенко - совершенно особое и неповторимое состояние.
 
Текст: Юрий Ильин
                                                                                                                                  Фото: Татьяна Скиба, Светлана Кузнецова
                                                                                                                                      Видео: Акакий Капер

Отзывы

Комментариев: 2

  1. Виктор

    Спасибо, Алик! Здоровья и удачи!

  2. Александр

    Горжусь таким племянником. Пусть в жизни и дальше ему сопутствует успех.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения