Дыхание вечности с верою в любовь

8 марта в кинотеатре «Аврора» состоялась премьера документального фильма «Святой архипелаг». Фильм представила съемочная группа, включая режиссера Сергея Дебижева и композитора Вячеслава Бутусова. После кинопоказа во время обсуждения зрители смогли задать вопросы режиссеру. «Святой архипелаг» — уникальная с эстетической точки зрения картина о жизни монахов в Соловецком монастыре, в которой в религиозно-философском контексте подняты важные вопросы любви, нравственности и веры.

По задумке режиссера в фильме воспроизводится смена времен суток, череда сезонов, ритм времен года и обновление укладов быта. Все эти шаги истории воспринимаются через жизнь обитателей монастыря, размышления монахов и цитаты из святого писания. Важное место в фильме занимают звучащие картины природы: лесные пейзажи, падающие капли, открытые ландшафты, панорамные виды монастыря. Небо присутствует как отдельный контрапункт: фантастически красиво сняты в режиме «timelapse» огненные закаты, движения солнца и луны по небосводу и мириады звезд. По признанию режиссера, оператор Алексей Немов оказался способен вести «самостоятельную творческую деятельность». Кроме удивительно красивых съемок природы в фильме есть кадры с дикими животными: лоси, лисицы, тюлени сосуществуют совершенно естественно и гармонично рядом с обитателями монастыря.

Сами монахи получились совершенно разными по характеру. Одни играют в снежки, словно дети, другие — рассуждают об особенностях постмодернизма, религии и истории. Отдельным символическим героем становится монах в келье с открытой книгой. Его повторяющиеся фразы — это заглавия, разделяющие фильм на части, возможно, означающие дни его создания по аналогии с днями сотворения мира. Еще один интересный характер показан через образ монаха в лодке, которая медленно движется по зеркальной глади реки в темном лесу среди мистического тумана под инструментальное исполнение знаменитого хита группы Nautilus Pompilius «Прогулки по воде».



Музыка Вячеслава Бутусова очень органично дополняет фильм. Узнаваемая мелодия композиции «Я хочу быть с тобой» в великолепном гитарном исполнении с ее фантастической симфонией звучания наполняет живописное богатство фильма животворящей силой и дополнительным содержанием. В этом новом контексте совсем иначе выглядят праздничные, пышные комья снега, торжественное, холодное безмолвие болот и блестящие, добрые глаза монахов, во взглядах которых и мудрость, и опыт, и бескорыстие, и отзывчивость, и погруженность в некое иное состояние, которое можно достичь только оказавшись на острове вдали от цивилизации и проводя время за молитвами в гармонии с собой и миром.

Вячеслав Бутусов уже давно пишет не только рок-хиты. Для документального фильма «Нас других не будет» Петра Шепотинника об актере Сергее Бодрове-младшем Вячеслав Геннадьевич написал фортепианную камерную музыку, которая звучит более уместно в картине-воспоминании, чем рок. Альбом «Крылья» выходил в записи с симфоническим оркестром. Также исполнялась совместная программа с пианисткой Екатериной Мечетиной, которой удалось найти отголоски классических произведений в песнях Nautilus Pompilius. Например, она увидела сходство между «Весной» Рахманинова и песней «На берегу безымянной реки». На концерте звучал не только рояль, но и орган.

Вячеслав Бутусов смело экспериментирует, создавая новые концерты и альбомы, активно обращаясь к традициям разных музыкальных жанров и ссылаясь на классику литературы, включая произведения Пушкина и Достоевского. Что же касается музыки, написанной Вячеславом Бутусовым для фильма «Святой архипелаг», в ней есть нечто особенно наполненное духовным содержанием: в какие-то моменты — это волшебство в духе Яна Тирсена, в другие – гармоничная воздушность, как у Андре Ганьона. Эти неоклассические звучания искусно вплетены в действие, еще больше усиливая атмосферу мирной, безмятежной жизни, единственный смысл которой – это любовь.

В фильме многое построено на контрасте: вслед за кадрами, на которых монахи кормят с рук синиц или уток, идет тяжелое описание исторических фактов, когда узники, содержавшиеся в монастыре, теряли человеческий вид от голода, холода и тяжелой работы, а их охранники «зверели» от власти.



Каждая часть фильма – своеобразный урок, который проходит человек на своем пути. Здесь нет оценок, но есть вектор, указывающий на то, что за жизнью, лишенной смысла и опоры, всегда скрыт глубокий конфликт. И в этом тоже есть проявление блестящего художественного мастерства: через символы, метафоры и другие выразительные средства показана глубина реальности, которая обязательно найдет отклик в душах людей. Например, крест — это символ того, что человек должен одной рукой устремляться в прошлое, другой — в будущее, а устойчивую опору нужно обрести в настоящем.

Съемки фильма начались во время пандемии и продолжались два года. Благодаря изоляции создателям фильма удалось передать таинственную атмосферу острова, оказавшись на котором, как сказал режиссер, «попадаешь в иной мир, забываешь все, что оставил позади и чувствуешь дыхание вечности».

Уже сейчас очевидно, что фильм ждет успех в прокате. Картина уже получила 15 российских и международных наград. На фестивале ММКФ это кино было признано лучшим документальным фильмом и получило приз «Серебряный Святой Георгий». «Святой архипелаг» ждет удивительная для документальной картины прокатная судьба: его покажут в 100 городах.

Текст: Инна Зайцева
Фотографии кинотеатра "Аврора"

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения