Выпить на помин души Родиона Романовича

В спектаклях Малого театра кукол, вновь убедилась, есть душа. Они строят маленький, красивый и странный мир посреди большой беды и глобального людского несчастья. И вот деревянные ящики, те, в которых хранят апельсины и картошку, превращаются в дом старухи с лестницей и дверным звонком и дом Родиона, где располагалась его нищая мрачная комната, похожая на гроб. В ней он очень много думал и задумал самое страшное, на что может решиться человек. Колесо насилия - это как колесо Сансары: раз завертевшись, уже не остановится. Не только комната Раскольников похожа на гроб, вся Россия всё больше обретает его очертания. Впрочем, людей в ней много и можно не считать - никого не жалко. А Петербург, при всей его помпезной европейской стилистике - это, как ни прискорбно, Россия.

"Преступление и наказание", как и прочие спектакли МТК, предельно лаконичен и сдержан в исполнении. Режиссер Варика Купорова-Экономски поместила на сцену четырёх актёров: Владислава Романова, Маргариту Кольцову, Аглаю Жюгжду (я вижу её жительницей каждого доходного дома в Коломне времен Достоевского, она будто сошла с этих мрачных страниц, описывающих души человеческие во всех их неприглядных проявлениях). Всё действие происходит за столом - зрители и актёры поминают Родиона Раскольникова, а ещё немного Алёну Ивановну, Елизавету и Мармеладова. Они плачут, поют, находят оправдания преступлениям Родиона, говоря, что он всё же "благородная личность", а старуха была так себе человек и всё равно скоро бы умерла. Россия во все времена одинакова: даже в 2023 убийц хоронят с почестями, как героев.

Историю нам рассказывают и актёры, и куклы - по петербургским набережным прогуливаются наши неприкаянные несчастные герои, которым суждено погибнуть то от туберкулёза, то под колёсами лошади, то от собственных демонов. Порфирий Петрович не прогуливается, он сидит за столом в своём кабинете при свете лампады и ведёт допрос. Следователь уже знает, кто убийца и просто ждёт, когда он сознается. Раскольников придумал теорию о сверхчеловеке и провозгласил себя таковым. На самом же деле он обычный слабый человек. Убив двух женщин, он убил и самого себя. Жизнь каждого человека священна, хоть люди и забывают об этом во веки веков, и кровь льётся, как дождь в Петербурге. Неконтролируемо.

Лейтмотивом спектакля проходит образ белой лошади, которую, войдя в раж и неистовство, убил извозчик. Она - всё то светлое, чистое и доброе, что мы не смогли спасти, что умирает каждый день. Она важнее денег и власти и сильнее человеческой жестокости. Соня Мармеладова, самый трагический персонаж романа - тоже такая лошадь. Она пошла по жёлтому билету и больше всех презирала себя за это. Раскольников просит её почитать молитву и она читает на фоне храма. А наверху, над героями спектакля и всеми нами, этот мир обнимает ангел и в голове начинает играть "Город золотой" Гребенщикова. Спектакль получился смешным и ярким, отчасти балаганным. Актёры выходят из зала, как подвыпившие зрители, и проживают для нас Достоевского. Я поверила.

Текст: Алла Игнатенко 

Фотографии МТК 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения