МолОт-ансамбль: от “Ваала” до “AC/DC”

Петербургский МолОт-ансамбль впервые выступил в Большом зале Петербургской филармонии с сольной программой 5 февраля. На концерте «Постоянный/переменный ток» прозвучали сочинения американских и русских минималистов* и постминималистов**: от классика американской музыки Стива Райха и членов культовой нью-йоркской композиторской группы Bang on a Can – до наших современников и соотечественников, известных петербургских композиторов Анатолия Королева и Настасьи Хрущевой, которые присутствовали на концерте.

https://youtu.be/c8NlJHnpnrY

Сюита "Ваал. Фрагменты", составленная Настасьей Хрущевой из музыки к балету, поставленному по ранней одноименной пьесе немецкого поэта и драматурга Бертольта Брехта, открыла первое отделение. Резкие отрывистые звуки разрезали сумрак, окутавший сцену Большого зала, не оставляя сомнения в том, что мы оказались на концерте современной музыки. Интересно, что сочинение Брехта, написанное в 1918—1920, отсылает нас к западносемитской и ассиро-вавилонской мифологии, а именно оттуда нам известно имя "Ваал", лишь опосредовано. В его пьесе Ваал — распутный поэт, «прожигатель жизни», чей образ, вероятно, отсылает нас к истории Артюра Рембо — одного из кумиров молодого Брехта. Ваал Брехта обладает даром притягивать к себе людей, но обращается с ними без церемоний: своему поклоннику Йоханнесу Шмидту он платит тем, что насилует его невесту Йоханну; брошенная Ваалом, девушка кончает жизнь самоубийством. Он обольщает возлюбленную своего друга Экарта и бросает беременной. Постепенно Ваал опускается на дно и, бездомный, умирает в сторожке лесника. В этом контексте музыка Хрущевой, как обычно, мрачная и напряженная, во 2 и 3 частях кажется даже слишком лиричной. В 4 части даже проскальзывает что-то похожее на надежду, но резко обрывающаяся финальная часть не оставляет сомнения в трагичности исхода.

https://youtu.be/ve7NgeuVYDc

Композиция "New York Counterpoint" Стивена Райха в исполнении Александра Захаренко для 11 кларнетов прозвучала в полнейшей темноте, лишь лампочки, освещавшие партитуру, не давали слушателям окончательно раствориться в музыке.

Контрапунктом называют одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов, также термин используется для обозначения двух или более одновременно происходящих событий.

Пьеса была заказана в 1984 году кларнетистом Ричардом Штольцманом для девяти кларнетов си-бемоль и трех басовых кларнетов. Сочинение стало вторым из серии «Контрапунктов» Райха, которому предшествовал Vermont Counterpoint (1982) для флейт. Позже были написаны Electric Counterpoint (1987) для электрогитар, а затем Cello Counterpoint (2003), для виолончели. Каждое из этих произведений создавалось для одного живого исполнителя, который играет в сопровождении десятка записей одного и того же инструмента. Каноническое взаимодействие в композиции создает множество звуковых слоев, похожих на произведения Райха на ранних этапах.

«Нью-Йоркский Контрапункт» считается наиболее ритмически сложным и одним из самых известных произведений Райха. Для концерта в Большом зале все партии были записаны Александром Захаренко и сведены в партитуру художественным руководителем ансамбля Артуром Зобниным и звукорежиссером Анной Кузнецовой.

https://youtu.be/1uj7Z7f4hFo

“Tafelmusik” - "Застольная музыка" Анатолия Королёва, написанная как аллюзия на одноименное сочинение Георга Филиппа Телемана, закрывала первое отделение. Пожалуй, именно это сочинение стало самым ярким открытием вечера, не только благодаря изысканному барочному вступлению, но и тому, насколько оно не похоже на иные сочинения композитора, которые прежде доводилось слышать автору этих строк. В противовес мрачному "Ваалу", открывшему вечер, эта музыка окрыляла, была полна надежды и ощущением весны, словно бежишь по полю, а под твоими ногами распускаются цветы.

https://youtu.be/TBvesEQBM5M

Во втором отделении звучала музыка трех американских композиторов, в 1987 основавших группу Bang on a Can, впоследствии переросшую в объединение для продвижения современной музыки, базирующееся в Нью-Йорке.

Первой прозвучала пьеса Дэвида Лэнга “Cheating, Lying, Stealing” ("Мошенничество, Ложь, Воровство"). Для ее исполнения кроме виолончели, бас-кларнета, фортепьяно и ударных используются автомобильные подшипники. Согласно мнению Артура Зобина, композиция достаточно репрезентативна для Лэнга. Композитор известен как автор саундтрека к фильмам Паоло Соррентино "Великая красота" и «Молодость». Лэнг является лауреатом Пулитцеровской премии по музыке за ораторию «The Little Match Girl Passion».

https://youtu.be/vPIbcl7CFiE

“Big, Beautiful, Dark and Scary” Джулии Вульф - "Большое, прекрасное, темное и пугающее" вновь приблизило слушателей к состоянию, пережитому при исполнении "Ваала", окутав зал мрачной тревогой. Ее «Антрацитовые поля», оратория для хора и инструментов, была также удостоена Пулитцеровской премии в 2015 году. Она также получила премию Херба Альперта (2015). Джулия Вульф - профессор музыки в Нью-Йоркском университете. В 1984 году Дулия Вульф вышла замуж за Майкла Гордона. 

https://youtu.be/QzdqLTzF2ok

Сочинение Майкла Гордона "AC/DC" - "Постоянный/Переменный ток", давшее название концертной программе, завершило вечер.

Исполнение современной музыки – один из репертуарных приоритетов Петербургской филармонии: в конце 28 февраля в Большом зале филармонии запланирована петербургская премьера сочинения Анатолия Королева Verification, которая прозвучит в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Федора Леднева; 29 марта, в рамках фестиваля «Рахманинов и (не) его время», посвященного 150-летию со дня рождения композитора, в исполнении Московского ансамбля современной музыки прозвучит программа «Русская музыка 2.0», объединившая музыку современных русских композиторов-лауреатов одноименной программы Aksenov Family Foundation.

Ранее в этом концертном сезоне в Большом зале филармонии Академический симфонический оркестр осуществил петербургские премьеры Симфонии № 4 Филипа Гласса “Heroes” (дирижер – Алексей Ньяга) и Концерта № 3 для скрипки с оркестром «Диалог: Я и Ты» Софии Губайдулиной (солист – Вадим Репин, дирижер – Феликс Коробов).

Текст: Александр Шек

*Термин «минимализм» был введен независимо композиторами-критиками Майклом Найманом и Томом Джонсоном и стал широко использоваться с середины 1970-х годов. Музыкальные сочинения в этом жанре создаются на основе простейших звуковысотных и ритмических ячеек — «паттернов» (моделей). В ходе развёртывания композиции эти паттерны многократно повторяются и незначительно варьируются. Пик популярности минимализма в США пришёлся на вторую половину 1960-х гг. и первую половину 1970-х; в западной Европе и России интерес к минимализму отмечается до конца 1980-х гг.

В основе эстетической концепции минимализма — идея статического времени, выдвигаемая в противовес экспрессивно-динамическому, психологическому переживанию времени, присущему европейской академической музыке Нового времени (приблизительно от 1600 г. до начала XX в.). Эта концепция закреплена в ряде высказываний (полутерминов-полуметафор) апологетов минимализма: «вертикальное время» (Д. Крамер), «накапливание» (Т. Райли), «постепенный процесс» (С. Райх), «аддитивность» (Ф. Гласс). Авторское «я» и идея опуса, традиционная для европейской музыкальной культуры, отрицаются. Произведение минималиста благодаря заложенному в композиции алгоритму развёртывания паттерна существует как бы само по себе; звуковые комбинации создаются и множатся как бы без вмешательства и контроля со стороны композитора.

**Постминимализм — искусствоведческий термин, вошедший в оборот в начале 1970-х годов для описания особой тенденции в различных сферах искусства, которая отталкивалась от предшествующего ей минимализма — как в стремлении его развить (через сохранение приверженности формальной простоте), так и наоборот преодолеть (стремясь к более широкому смысловому наполнению).

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения