Кто потерял голову?

В октябре прошлого года, в продолжении состоявшейся читки пьесы Константина Стешика, театр на Литейном выпустил спектакль “Голова”. Режиссер Кирилл Люкевич бережно обошелся с текстом пьесы и определил жанр спектакля как кухонный триллер.

Действие начинается с лекции в небольшом помещении, освещенном красным светом. Здесь Татьяна Болдина проводит небольшую экскурсию на тему "Голова в изобразительном искусстве", для рассказа взяты картины Караваджо, Малевича, Дали, Уорхола. За 15 минут зрителей напитывают множественными смыслами изображенных голов и историями, с ними связанными. Визуальный ряд заканчивает странная фотография автора пьесы. После этого зрители проходят в небольшое помещение камерной сцены, на которой установлена стена панельки с окном. Обескураживает, что мы видим внешнюю сторону дома, а не внутреннюю часть квартиры. Перед стеной находится стол, накрытый клеенкой, на котором стоят бутылка водки и селедка. Атмосфера кухонных философских бесед задана.

В пьесы три целых героя и одна голова. Как так получилось, остается загадкой и местом для фантазии. Первым на сцене появляется герой “Я”, в исполнении Виталия Гудкова. Он одет в спортивный костюм с полосками "Адидас", курит вейп и начинает свой рассказ, отпив из банки пива. Герой Виталия будет произносить как свои слова, так и, немного отстранившись, ремарки из пьесы. Это создает эффект того, что все происшедшее - его рассказ или же происходит не наяву.

Через несколько минут к нему на кухню приходит запыхавшийся друг Палкин (Николай Красноперов) с большой клетчатой сумкой. Сумку бережно кладут на стол, смахнув грязную посуду, расстегивают, достают игрушечного голубя, и Палкин, раздвигая края сумки, открывает Голову (Павел Путрик). Голова немного чумазая и щурится от света на кухне. Она определенно живая, пустила даже слезу, когда ее ущипнули. Палкин рассказывает, что нашел голову в метро, она валялась под скамейкой. Может, кто-то ее потерял или забыл, а может со злости выкинул. Голова с плеч, телу легче. Говорить голова не может, легких-то нет. Может только строить гримасы, подмигивать то левым, то правым глазом и ехидно улыбаться. Засчет разнообразной и выразительной мимики у Павла Путрика получается создать из головы личность с характером. Тут режиссер не устраивает социальной драмы на кухне, а наоборот уходит в философские понятия. Друзья решают, что голова - это оракул и задают ей вопросы. Вопросы, которые так или иначе задаем мы себе сами. Есть ли Бог и Сатана? Сколько мне осталось жить? Это все реально или нам только кажется?

Многие экзистенциальные вопросы, которыми задаются авторы и в других пьесах, так и остаются без ответа. Некоторые ответы пугают друзей и они решают выкинуть голову, но передумывают. Она же живая. Конец истории выглядит как финал всех кухонных споров, приходит третий, очень реалистичный, глубоко пьяный друг Пухов (Сергей Матвеев) и разбивает голову трубой. Он буквально крушит все тонкое, мистическое и фантастическое, явившееся в этот серый мир панелек. После этого из-под стола вылезает человек в футболке и трениках, которому и принадлежит голова, берет банку пива, отпивает и уходит прочь.

Несмотря на такую внешне бытовую обстановку, спектакль полон серьезных вопросов, не лишен при этом юмора и оставляет светлое чувство. Режиссер относится чуть театрально к этой истории и не стремится реалистично показать все сцены, как-то драка между героями. Эта сцена просто проговаривается рассказчиком, но не имитируется актерами. В саундтреке спектакля звучит "Кровосток" с песней “Голова”, которая органично поддерживает атмосферу действия, неспешно и отстраненно рассказывает нам о крахе иллюзий человека перед встающей перед ним реальностью. Немудрено голову срубить, мудрено приставить.

Текст: Наталья Яковлева 

Фотографии Театра на Литейном 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения