Музей Ахматовой приглашает в мир Анатолия Каплана

Открытие выставки «Амаркорд. Мир Анатолия Каплана», посвящённой одному из крупнейших художников XX века, состоялось в Музее Анны Ахматовой 17 февраля. За день до открытия мы побеседовали с куратором выставки Светланой Грушевской на пресс-показе, пока в зале активно шла подготовка к открытию. Со стен уже смотрели персонажи Шолом-Алейхема, но где-то еще шла подборка колера, витрины с графикой посыпались песком, и царила атмосфера стройплощадки.

Анатолий Каплан - советский график, живописец, керамист, скульптор. Каплан родился в 1902 г. в городе Рогачёв (Беларусь), умер в 1980 г. в Санкт-Петербурге. В 1950-1951 годах работал главным художником Ленинградского завода стекла. В 1961 в галерее «Гросвенор» в Лондоне состоялась первая персональная выставка художника. За ней последовал ряд выставок в частных галереях и музеях Европы, в частности, в городском музее Тель-Авива (1962) и Музее изобразительных искусств в Лейпциге (1967). В 1966 принял участие в биеннале искусств в Венеции. Ретроспективные выставки произведений мастера прошли в 1995 и 2007 в Государственном Русском музее, в 2007 — в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина.

На выставке «Амаркорд. Мир Анатолия Каплана» представлена живопись, графика, керамика из коллекции Исаака и Людмилы Кушнир. В название выставки вынесено загадочное слово «амаркорд», отсылающее к одноименному фильму Федерико Феллини. На одном из диалектов итальянского оно значит «я вспоминаю» – нить любви и памяти, связывающая человека с прошлым, миром, которого больше нет.  

куратор Светлана Грушевская

ОКОЛО: Расскажите об оформлении экспозиции. Большой выставочный зал музея полностью преобразился. Сейчас он уставлен полыми колоннами, задекорированными под глину, некоторые выполняют функцию витрин.

Светлана Грушевская: Мы начали с художником экспозиции Юрием Сучковым обсуждать тему «амаркорда» - памяти. Как она такими всполохами появляется у Каплана то тут, то там, как мы эту память считываем и ловим, что это для нас. И осознали, что непонятно, откуда эти всполохи памяти появляются: они из воздуха, из песка, из содержимого песочных часов и так далее. Поэтому появилась тема песка и вот этой терракоты, и библейская тема, которая в Каплане читается, в каждой маленькой и большой вещи. Поэтому возник образ этих больших колонн, напоминающих разрушенный храм, потому что некоторые колонны лежат и в них песок насыпан. Некоторые стоят, и можно в них зайти и посмотреть какие-то сюжеты маленькие. Возникла эта тема с конструкциями архитектурными, которые могут ассоциироваться с храмом, а могут с чем-то другим. С лабиринтом этой памяти. Мы хотели, чтобы можно было блуждать по этой экспозиции, куда-то заглядывать, вниз наклоняться, вверх смотреть. Так возник этот путь в жизнь, путь в прошлое, путь в будущее, путь в мир Анатолия Каплана.

ОКОЛО: Как подбирались стихи, которые можно заметить на нескольких колоннах?

С.Г.: Стихи собирались в процессе работы над выставкой. Возможно, это субъективно, но мы имеем на это право, поскольку у выставки есть кураторы. Здесь семь стихотворных отрывков: Лорка, Эренбург, Цветаева, Галкин в переводе Ахматовой. Они почти растворены в пространстве, написаны от руки на колоннах, некоторые посетители их может даже не заметят. Они здесь для того, чтобы поддержать то настроение, которое мы пытались вложить в эту экспозицию.

ОКОЛО: Вы называете Каплана одним из главных художников XX века, но, если мы с вами устроим сейчас опрос на улице, вряд ли мы встретим людей, которые о нем знают. Как так вышло?

С.Г.: У нас такие же споры по поводу слова «амаркорд». Есть коллеги, которые говорят, что никто не знает этого слова, никто! Но это же Феллини! Все знают это слово! Так же и с Капланом. Поспорить с тем, что Каплан один из самых значимых и знаменитых художников XX столетия как в России, так и на Западе, и в Америке нельзя. Работы Каплана хранятся во всех крупнейших собраниях, они были приобретены при его жизни. Каплан, советский художник с еврейской тематикой, выставлялся в Лондоне, в Нью-Йорке, это были персональные выставки. Он был необыкновенно популярным! В Советском союзе единственный альбом с очерком Суриса вышел в 1972 году. На выставке будет представлена книжная полка Исаака Кушнира с подборкой книг о Каплане. Конечно, это лишь небольшой объем книг о нем, прижизненные и посмертные издания на всех языках мира.

ОКОЛО: Есть какой-то конкретный эпизод, после которого о Каплане заговорили за пределами Советского союза?

С.Г.: Это целая история! Это знакомство с Эренбургом… он был так впечатлён художником, что не мог не найти отклик. Это галерист и коллекционер Эрик Эсторик (Eric Estorick), который в 61 году вывез 27 ленинградских литографов, чтобы сделать выставку в Лондоне, а затем повторил ее в Нью-Йорке. Самых свободных, крутых, известных сейчас как представителей ленинградской школы графики. Но Каплана он тогда показал отдельно! И нужно сказать, что все художники, работы которых тогда вывозились, были согласны, что среди них это единственный художник, достойный персональной выставки.

коллекционер Исаак Кушнир

ОКОЛО: Планируется ли какая-то параллельная программа для зрителя, который не так глубоко знаком с этой культурой и историей?

С.Г.: У нас будет целая программа экскурсий как с кураторами, так и с подготовленными сотрудниками музея. Будет цикл медиаций по выставки для взрослых и для семейной аудитории. И мы планируем записать аудиогид, которым сможет пользоваться каждый. Исаак Кушнир расскажет о своей истории, связанной с Капланом. Позовем Валерия Дымшица. Об этих и других событиях можно будет узнать на сайте музея.

Кураторы проекта: Светлана Грушевская, Павел Котляр
Художник экспозиции Юрий Сучков
Графический дизайн: Ирина Семенова, Светлана Ковалева
Выставочные конструкции: Творческое объединение «Цех»
Над выставкой работали: Светлана Александрова, Елена Джумук, Наталья Перова, Жанна Телевицкая

Текст и фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения