Фокус на семидесятых

11 февраля на сцену Театра на Васильевском вернулась эпоха 1970-х в премьере по дилогии Александра Вампилова «Провинциальные анекдоты». Режиссер Роман Смирнов создал постановку, в которой смоделирована эпоха и в юмористическом ключе подняты важные вопросы о страхе, смерти, доброте и бескорыстии. В дилогию вошли две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом», драматичное, выразительное и символическое содержание которых оригинально воплощено на фоне аскетичных декораций и яркого видеоряда, через великолепные световые решения, риторичный музыкальный лейтмотив, фигуративную композицию и искреннюю актерскую игру.



Роман Смирнов превратил сцену в треугольник, вписанный в квадрат, обрамленный световой виньеткой. Внутри основанного на кубистских принципах пространства все декорации, включая кровати, стулья, стол и даже картину на стене, лишены цвета и содержания, словно энкаустика «Холст» Джаспера Джонса. Так перед зрителями предстает образ двести десятого номера отеля «Тайга», в котором Виктории (Вероника Жукова) мешают спать, Потапову (Владимир Постников) не дают слушать репортаж о футбольном матче по радио, Калошину (Артем Цыпин) помогают узнать, что такое метранпаж, а Анчугину (Давид Бродский) и Угарову (Артем Цыпин) найти деньги на выпивку.

Серый фон одной из стен превращается в телевизионный экран, по которому идут новости о запуске ракет на Байконуре и плавлении стали в Челябинске. Другой предметной доминантой сценографии становится радиоприемник, с которым Потапов ведет диалог и по которому разными голосами в различных жанрах исполняется основная музыкальная тема постановки – русская народная песня о бродяге с Сахалина, который «оставил родину свою, оставил мать свою родную, детей, любимую жену» и ждет смерти в тайге.



Ролевой предмет этого стремления к эскапизму или выход в другую реальность – дверь в стене. Через освещенный дверной проем реализовано еще одно оригинальное решение: находящиеся в луче света фигуры людей отбрасывают тени на противоположную стену, что выглядит очень эффектно. Напротив двери расположено окно, к которому в один из значимых моментов спектакля прислоняются лицами и руками «люди», которые здесь и зрители, и судьи, и спасатели.

Фигуративность композиции придает не только расположение декораций в треугольной форме, но и размещение актеров, самым значимым из которых становится ангел Хомутов (Вадим Сердюков). Это практически роденовский персонаж с трогательным выражением лица, добрым взглядом и покорной позой, оставаясь до поры невидимым помощником героев, скромно, сложив руки на коленях, сидит на краю кровати, подставляет плечо для объятий, когда в нем нуждаются и тихо, «по-английски» исчезает в дверном проеме, когда его задачи выполнены.

Все актеры, кроме Вадима Сердюкова, играют по две роли. Артем Цыпин в первом акте создает образ трусливого, властного, противоречивого Калошина, которого «голыми руками не возьмешь», а словом напугать можно. «Я-мошка, я-жучок, я-божья коровка», - твердит он, пытаясь притвориться сумасшедшим, чтобы спастись от воображаемого наказания, когда «сам себя бояться стал». Во втором акте Артем демонстрирует подлинное, гротескное самоизменение, когда его уставший от трехдневного запоя, жалкий Угаров ищет ботинок и деньги на продолжение банкета.

Вероника Жукова в первой пьесе – милая девушка с ткацкой фабрики в маленьком халатике в цветочек, а во втором – яркая, стильная богатая молодая жена во время медового месяца. Ульяна Чекменева сначала играет роль громкой и доминирующей жены, советской модницы в огромной меховой шапке, а потом она перевоплощается в скромную, добрую уборщицу. Амплуа Тадаса Шимилева – любовник и молодой муж, который способен вскружить голову любой девушке.



Актеры очень открыто взаимодействуют со зрителями. Они периодически выходят из зрительного зала на сцену, а потом возвращаются на свои места, обращаются к зрителям с просьбами рассудить или осудить, взывают к доброте и состраданию, а также очень искренне гневаются на тех, кто позволяет себе смеяться в тяжелую для персонажей минуту похмелья.

«Провинциальные анекдоты» - постановка о ценностях и о том, как легко теряются ориентиры, когда утеряна вера в то, что эти ценности – подлинные или когда они высмеиваются. При этом есть здесь и разрушение идеалов, и шаг к душевному опустошению, и выход в финале к триумфальному единству, когда после всех драматических коллизий герои пьют вино и дружно поют в электричке, за окнами которой стремительно проносятся зимние пейзажи. И, что не менее важно, это спектакль об эпохе, в которой СССР входил в пятерку по производству промышленности, Рязанов и Тарковский снимали свои шедевры, и как сказали герои спектакля в конце: «жизнь продолжалась».

Текст: Инна Зайцева

Фотографии Театра на Васильевском 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения