Чтение и кино

31 января Олег Меньшиков и артисты Театра Ермоловой прочитали петербуржцам хорошо знакомую с детства историю по фильму «Любовь и голуби». Читка актеров на фоне видеоряда с живым оркестром стала прекрасной возможностью оказаться внутри творческого процесса, вспомнить отличную комедию и услышать голос звезды «Покровских ворот», великолепного сыщика Фандорина, интеллигентного доктора Живаго, актера, музыканта, художественного руководителя Театра Ермоловой – Олега Меньшикова.

На сцене Театра Музыкальной комедии в ряд расположились девять артистов на высоких барных стульях у пюпитров с текстами сценария, который Владимир Гуркин написал для фильма «Любовь и голуби» в 1981 г. Олег Меньшиков, Евгения Дмитриева, Елена Подкаминская, Людмила Артемьева, Дмитрий Лысенков, Сергей Мигицко, Александра Милёшина, Филипп Ершов и Лада Сизоненко сыграли и прочитали реплики главных персонажей фильма: Василия, его жены Нади, их детей, любовницы Раисы Захаровны, бабы Шуры и дяди Мити.



Олег Меньшиков взял на себя роль рассказчика. Весь спектакль актер сидит неподвижно и расслабленно. Меняются только интонации, выражение лица, взгляд и улыбка. При этом талант и харизма актера действуют гипнотически на зрителей, помогая в воображении достроить все то, что во время обычного спектакля актеры не проговаривают, а интерактивно показывают пластикой и жестами.

Благодаря задумке Олега Меньшикова текст становится главным действующим лицом постановки. Реплики, которые весь зал периодически произносит хором с актерами, получают новое колоритное звучание. Так становится очевидно, что один из секретов популярности лирической комедии Владимира Меньшова – живой язык пьесы, та семиотика, которая настолько естественна, что при воспроизведении даже без сценографии, оказывается эффективным средством воздействия на зрителя.

Безусловно, одного текста было бы недостаточно. Несмотря на то, что постановка формально представляет собой читку, актеры вкладывают в исполнение очень много. Частично в созданных персонажах можно узнать героев фильма. Например, по интонациям и даже тембру голоса ярко вспоминается великолепный образ, созданный Людмилой Гурченко. И это очень верный ход, потому что повторение известных реплик с той же интонацией имеет комический эффект. При этом Раиса Захаровна в спектакле получилась оригинальная. Елена Подкаминская создала элегантную, соблазнительную, очаровательную Раису, которая также легко влюбляет в себя с помощью декольте и разговоров об экстрасенсах, как меняет шляпы. Она так темпераментно произносит: «Поцелуйте меня, Василий!», что перед ее магнетизмом устоять невозможно.Ее противоположность – «компас земной» Надюха – простая, искренняя, неуклюжая и трогательная, но такая нужная, что Василий к ней с радостью сбегает обратно от здорового питания и классической музыки. Василий Дмитрия Лысенкова – вальяжный мечтатель, немного беспомощный и наивный, словно ребенок. «У меня из вещей-то только текст», - импровизирует актер, тем самым еще больше подчеркивая главную идею спектакля, согласно которой и фильм, и постановка, обретают новую литературную реальность, в которой есть и разделение на главы-картины, и выразительное чтение вслух, и пища для воображения.



Таким материалом для работы фантазии становится и музыкальное сопровождение живого оркестра, и визуальный ряд. На большом фоновом экране за артистами появляются кадры Каспийского моря, летящие птицы, газета «Известия», звездное небо и карикатурный образ Гурченко.

Все это вместе с актерской игрой еще больше усиливает комическую линию, в которой нельзя не отметить бабу Шуру и дядю Митю. Мэтры комедии - Людмила Артемьева и Сергей Мигицко не могут усидеть на одном месте. Они находятся в постоянном драматическом конфликте друг с другом и таком интенсивном взаимодействии с залом, благодаря которому постановка обретает динамику.



Спектакль «Любовь и голуби» - синтез кино, театра и литературы. Когда-то Владимир Меньшов вдохновился на съемки, посмотрев спектакль в театре. А теперь его фильм вдохновляет зрителей идти в театр. Но, как пошутил Олег Меньшиков: «Меньшиков - не Меньшов», и не стоит искать в спектакле абсолютное сходство с фильмом. Аналогии есть, но есть и свои оригинальные черты. Одна из них – неожиданный, лирический финал, в котором на сцене появляются живые голуби.

Жанр «театральная читка» сегодня набирает все большую популярность. Пьесы читают на фестивалях и лабораториях в театрах и арт-пространствах. Это не просто этап подготовки спектакля, а возможность для зрителей почувствовать сопричастность. Актерам читка дает возможность полностью показать свой талант, используя, прежде всего, речевые данные и импровизацию. В этом плане «Любовь и голуби» - отличный пример того, насколько красиво и грамотно можно обыграть этот жанр. Прежде всего благодаря тому, что в постановке Олег Меньшиков тонко, интеллигентно и выразительно дирижирует своим прекрасным ансамблем талантливых артистов, позволяя каждому голосу звучать гармонично с голосами всех других персонажей на сцене и в унисон с сердцами благодарных зрителей.

Текст: Инна Зайцева
Фотографии из открытого доступа 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения