Вы здесь
Главная > Около > Жена путешественника во времени

Жена путешественника во времени

— Зачем людям участки на Луне?
— Чтобы было куда бежать.
— А у тебя есть участок на Луне?
— А мне не нужно никуда бежать, мне и здесь хреново.

Эта цитата из фильма «Русалка» мне вспомнилась, когда я смотрела премьеру Петра Шерешевского «Сирены Титана» по роману Курта Воннегута. Воплотить на сцене научную фантастику — смелая и сложная задача, ведь нужно рассказывать зрителям о космических приключениях и жизни на других планетах. Но «Сирены Титана» — это история не о человеке в космосе, а просто о человеке и человечности. Это спектакль о том, как важна каждая человеческая жизнь и что нет большей катастрофы, чем война. Курт Воннегут написал роман, чтобы люди помнили, что они люди, а не машины, которые не могут ослушаться приказа. В его книге марсиане воюют с людьми, но на самом деле бояться нужно не завоевателей с другой планеты, а своих вчерашних братьев, которые похожи на тебя и даже говорят на похожем языке. Завтра они могут прийти в твой дом войной.

В спектакле «Сирены Титана» в высшей степени проявился разноплановый драматический талант Александра Худякова (Малакай). На протяжении почти четырёх часов мы видим самые разные его образы: равнодушного миллиардера, несчастного сломленного Дядька со стертой памятью, который, запинаясь, читает письмо самому себе, звёздного странника, пролетевшего всю Вселенную, чтобы найти своих. В глазах Саши стояли слёзы, когда ему рассказывали о его прошлых деяниях. Но он раскаялся и искупил грехи, и человечество его простило.

Злой гений спектакля — Румфорд (Евгений Сиротин), он умеет перемещаться во времени, предсказывать будущее и читать мысли. Он развязал войну, из-за него погибло 150 тысяч марсиан. Но всё же этот преступник стал кумиром масс, создал культ восхваления себя. Свою жену он отдал Малакаю, в «космические наложницы». Нельзя однозначно назвать его плохим или хорошим человеком, и, как мы узнаем в финале, он действовал под влиянием высших сил, противиться которым невозможно.

Прекрасную высокомерную Беатрис играет Надежда Черных. Она не жертва, она готова бороться за свое достоинство и свободу, но будущее предопределено. Во втором действии Беатрис лежит на столе голая и беззащитная, смотреть на это невыносимо. Именно поэтому книгу я не буду читать никогда, поняла это, когда узнала, что отношения Макалая и Беатрис начинаются с изнасилования. У меня всегда акцент смещается на женские персонажи, их страдания и страх болью отзываются у меня в душе. Беатрис — нелюбящая и нелюбимая жена путешественника во времени, которой была приготовлена тяжёлая и странная судьба и в итоге — изгнание. 

Спектакль очень интересно построен. Первое и третье действие начинается с лекции, нашим лектором был Роман Мамонтов, его рассказы я готова слушать бесконечно, настолько он увлечён и эмоционален. Эти вставки смешные, но ты все время держишь в голове, что дальше смешно не будет: роман написан на стыке научной фантастики и антиутопии, Воннегут нас не щадит, зато Петр Юрьевич — да. Даже в «Киллере Джо», этом кромешном аду, есть место караоке, цыпленку и дурацким свиданиям, чтобы особо чувствительные зрители (я) не сошли с ума.

Анвар Гумаров, художник спектакля, специально для «Сирен Титана» попробовал себя в анимации. И на экране мы видим не только мимику актёров, но и мультфильмы о далёких мирах и странниках, которые все ищут чего-то — должно быть, место, где лучше, чем здесь. Где есть надежда.

Светлана Грунина играет робота Сэло, который, на самом деле, ведет себя человечнее, чем многие люди — умеет дружить, любить и заботиться. Даниил Иванов (Хроно, сын Малакая и Беатрис) — мальчик, который нашёл талисман, кусочек железа с дырочками, который очень нужен одной далёкой цивилизации. Даниила мы все полюбили в «Конформисте», хотим, чтобы он играл все роли там. В «Сиренах Титана» он так же обаятелен, эмоционален и привлекателен. 

На «Сирены Титана» мы придём ещё не один раз, ведь в нем много составов, я не видела Антона Падерина в роли Макалая, Полину Диндиенко и Надежду Черных в роли лектора, Максима Шишова в роли Румфорда. Эта постановка наверняка войдёт в список самых значимых премьер 2023, потому что фантастику мало кто решается ставить, да ещё так, чтобы она получилась про всех нас. Сначала кажется, что в спектакле нет любви, но она там есть, просто прячется, ждёт своего часа. И никакая диктатура никогда не сможет забрать у нас любовь, потому что у неё над ней нет власти.

Текст: Алла Игнатенко 

Фотографии КТМ 

 

Добавить комментарий