Вы здесь
Главная > Около > Стражи Тадж-Махала. Воины света

Стражи Тадж-Махала. Воины света

В декабре 2022 Артур Козин выпустил свой дебютный спектакль «Стражи Тадж-Махала» на камерной сцене МДТ. Небольшое и сакральное пространство располагает к интимному диалогу со зрителем. Здесь невозможно выстроить четвертую стену, физически отстраниться. Новый спектакль для камерной сцены построен авторами из слов, тишины и света. Все внутри него кажется зыбким, всполохи событий в нем расходятся, как круги на воде и снова наступает густая тишина.

Спектакль начинается задолго до того, как в зал приходят зрители. На сцене в тени уже выставлен почетный караул — Бабур (Никита Сухарев) и Хумаюн (Никита Каратаев). Тадж-Махал — это мавзолей, который охраняют стражи. Художник по свету (Василий Ковалев) искусно строит его из пыли и света, этот зримый, но не осязаемый символ величия. Этот символ никто не может увидеть, даже стражи. Свет — полноценный участник спектакля на протяжении всего действия, он будет разделять, разрезать, высвечивать, ослеплять и укрывать.


Главные и единственные герои истории — Бабур и Хумаюн — давние друзья. Никита Сухарев играет откровенного, мечтательного, немного хулиганистого стража Бабура. Начиная с такого светлого образа, Никита приводит своего героя к краху всего чистого в нем и полному опустошению. Никита Каратаев играет Хумаюна сначала как только внешне серьезного стража, который не прочь подурачиться с другом, но постепенно его герой загоняет все человечное в рамки рационального и в конце становится холодным и отстраненным.

По сюжету пьесы они начинают свой путь вместе, на одной линии, им поручена самая простая работа — охранять стройку дворца-мавзолея. Эта стройка идёт с их детства, всю жизнь они наблюдают за ней. Стражам нельзя разговаривать и оборачиваться. Но что это за птица поет? Так красиво, что нельзя хранить молчание. Один дразнится, другой, напротив, слишком серьёзен. И вот запрет на молчание нарушен. Они мечтают, вспоминают и смеются.

Строительство закончено и их ждет новая работа. Падишах приказывает отрубить всем, кто принимал участие в строительстве, руки, чтобы они не смогли сделать ничего подобного. Сорок тысяч рук за ночь кажутся больше метафорой, чем реальностью. Красота губит мир и людей, стражи тонут в кровавом свете. Ночь окончена и они разделены, каждый лежит на полу в своем световом пятне. У Бабура сводит руки после выполненной работы, он не может ничего делать. Хумаюн думает, что ничего не видит, после того как всю ночь прижигал кровоточащие культи, он буквально ослеплен жестокостью. Они спорят о том, кому принадлежит красота, должно ли ей владеть в одиночку. Глубокий этический спор ведут лежащие в изнеможении на полу солдаты. Не только красота захватывает их умы, но и мечты изобретателей. Один придумывает для всех аэроплан, чтобы летать к звездам, второй — переносную дыру, чтобы можно было провалиться в любое место. Порой нам всем нужна именно такая дыра. Но в будущем аэропланы превратятся в оружие в руках врагов, Индостан сгорит и Тадж-Махал будет разрушен. Здесь напрашивается аналогия с изобретением атомного оружия, его изобретатели, возможно, не знали, чем обернётся для мира их изобретение.


Задание выполнено отлично, стражей ждет повышение и вместе с тем испытание их дружбы. Они назначены стражей в гарем падишаха. У Бабура возникает соблазн убить падишаха, ведь он приказал уничтожить красоту. Теперь друзья находятся уже не на одной линии, это момент, когда выбор стоит перед обоими. Хумаюн спасает друга от казни за предательство, но отрубает ему руки. А что же теперь он сможет делать без рук? Что ему теперь делать?

Кажется, что тема спектакля неотрывно связана с реальностью, но это разговор не про сейчас, а про потом. Что будет с теми, кто сделал свой выбор? Спектакль рассказывает про тиранию, кровавый режим, людей-исполнителей, которые просто хорошо выполняют свою работу. Одни справятся с этим бременем и застегнут свой китель до последней пуговицы, а другие, не вынеся этого, опустят руки. «Стражи Тадж-Махала» — это спектакль вопросов к самому себе, ведь неизбежно приходится выбирать вместе с героями, чей путь окажется верным.

Текст: Наталья Яковлева 

Фотографии МДТ

 

Добавить комментарий