Вы здесь
Главная > Театр > Улыбаться, прощать и слушать

Улыбаться, прощать и слушать

16 декабря в Санкт-Петербургском Городском театре был такой же уютный, душевный и родной спектакль, как самые теплые воспоминания о детстве. В постановке «Все бабушки умеют летать» по книге петербургской писательницы Ирины Зартайской можно ощутить аромат любимых пирожков зимним утром, прикосновение ласковых шершавых рук и вкус чая с медом. По задумке режиссера Анны Бессчастновой актеры Артем Скворцов и Анастасия Шалыгина читают, рассказывают и показывают детям трогательную сказку, в которой мультфильм, компьютерная игра и воображение интегрированы в создании одной волшебной истории, способной помочь испытать благодарность и принять неизбежность разлуки.

Спектакль «Все бабушки умеют летать» — часть детской программы проекта «Витамин Ч», в котором «Ч» — это Чтение, сЧастье, творЧество, соЧинение и впеЧатление. В рамках данного проекта актеры читают детские и подростковые книги, играют и рисуют с детьми, а также предлагают юным зрителям обсудить увиденное за чашкой чая.

При этом спектакль состоит не только из чтения книги. Актеры с самого начала вовлекают зрителей в совместное творчество по театральному воплощению волшебной истории. Большую роль в этом играет работа с залом. Постановка начинается с того, что актеры задают зрителям вопросы и дарят подарки. Например, лучшая улыбка мамы может удостоиться награды.

Бабушка появляется на сцене в виде белой тени на стене. Художник Александр Якунин создал замечательные рисунки, которые во взаимодействии с актерской игрой превращаются в мультфильм и настолько интерактивны, что напоминают компьютерную игру. Визуализированную бабушку можно нарядить и раскрасить, а на стенку в ее комнате можно повесить ковер, который уже в бумажном варианте после спектакля дети смогут раскрасить собственноручно.

 

Игра – основной вид деятельности детей. Благодаря игре у младших школьников появляется интерес к обучению, а также исследованию мира разума и чувств. Поэтому для того, чтобы поговорить с дочкой или сыном о важных морально-этических вопросах, начать диалог всегда лучше с того, что им хорошо знакомо. Такими метафорическими ключами к дверцам в детские сердца в постановке становятся «крестики-нолики», в которые можно поиграть прямо на сцене, знакомые телевизионные программы и нарисованный рыжий кот у окна.

Образ бабушки раскрывается постепенно. Пока сохраняется недосказанность, воображение может достроить тот самый дорогой сердцу образ своей родной бабушки, который запрятан в закоулках памяти. Возможно, ваша бабушка любила вязать, смотреть сериалы или заказывать пояс из собачьей шерсти в магазине на диване? А, может быть, она играла с вами в шахматы, часто выигрывала и иногда поддавалась?

Причем этот образ можно создавать не только во время спектакля, но и после него. Недалеко от сцены стоит стол с банками варенья, открытыми книгами и чашкой из сервиза. На стене рядом с ковром висят репродукции картин Пикассо, Васнецова, Серова и других художников. Вся эта целостная композиция создает ностальгический эффект и лирическое настроение.

Теперь бабушка – это уже не просто добрый друг или заботливая родственница, а некий сверхсимвол или, на более понятном для детей языке, волшебница, способная одновременно быть рядом всегда и, расправив крылья, улететь тогда, когда придет время проститься.

Волшебная сила бабушек в том, что они никогда не обижаются. Их можно только огорчить. И никто не умеет так здорово улыбаться, прощать и слушать. В постановке создан идеальный архетипический образ, наделенный такими семантическими признаками, которые коррелируют с образами доброй феи, Карлсона, Бабы Яги или другого сверхъестественного существа, предка, способного давать советы, видеть то, что недоступно пониманию обычного человека и выходить за грань реального мира.

Так, через сказку, метафорически ведется рассказ о том, что наша жизнь конечна, но, возможно, есть некие иные истины, которые могут понять только пожилые люди и дети, способные благодаря своему особому способу восприятия видеть прекрасное в падающем снеге, запахе метро и желтом вязаном носке.

Спектакль «Все бабушки умеют летать» может вызвать слезы не только на глазах детей, но и родителей. При этом после спектакля остается очень теплое и доброе чувство соприкосновения с самыми светлыми воспоминаниями. Есть у постановки и терапевтический эффект, который заключается в сбрасывании напряжения, принятии неизбежного, осознании поддержки и ощущении безусловной любви.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии Городского театра

 

Добавить комментарий