5 декабря в Открытой киностудии «Лендок» состоялся премьерный показ документального фильма «Уезжать не хочется». Александра Лусникова и Никита Аксенов сняли неторопливое живописное кино, в котором гармонично сочетается красота северной природы и любовь к людям. В этом фильме героями становятся самые обычные люди, предпочитающие жизнь в бедных деревянных домах в необъятном пространстве среди зыбучих песков у Белого моря комфорту в благоустроенных многоэтажках, закрывающих солнце. Благодаря операторской работе Марины Левашовой самые обыденные вещи, такие как рыбалка, продажа товаров в магазине, ремонт дома, семейные посиделки и игры детей с собакой эстетизируются и приобретают особую философскую глубину, а фантастические кадры с дикими лошадями на фоне зимнего снега и северным сиянием создают портал в мифопоэтический мир отрешенности и благодати.
«Уезжать не хочется» - документальный фильм, в основе которого истории реальных людей и документальные съемки. Среди всех показанных в фильме историй жителей поселка Кузомень, в котором проходили съемки, больше всего выделяется трагическая линия Артура, который в результате и стал главным действующим лицом фильма. Уверенный, простой, добрый молодой парень работает, помогает другим, любит свою семью и мечтает найти невесту. К нему возникает огромное сочувствие, особенно в финале.
У учительницы Кати два образования: педагогическое и психологическое. Она приехала в эту деревню из города после учебы в Америке к своему мужу. Ее миссия – обучать в школе детей, которых всего пять. Благодаря Кате им не пришлось уезжать в интернат.
Третий герой истории - Юра пробовал жить в городе, но простор, свобода и ровный горизонт оказались ему дороже.
Особое достоинство фильма в том, что все характеры персонажей раскрываются не напрямую, а посредством кинематографических приемов. Что-то об Артуре рассказывают его родители и нумеролог, что-то зрители видят сами по его поступкам и делают соответствующие выводы, что-то транслируется на бессознательном уровне, благодаря движению камеры снизу-вверх или со спины.
Операторская работа Марины Левашовой создает свой особый смысл в фильме, обращая внимание на героев и разные детали, подмечая неожиданные образы: например, ребенка за окном во время семейного ужина или девочку на качелях, передавая настроение истории, когда лето сменяет зиму, день-ночь, а после мрачного бедного убранства комнат зрители видят те пейзажи, ради которых эти сорок человек все еще проживают в поселке, оторванном от цивилизации. Летом в поселок Кузомень можно доехать только на внедорожниках из-за зыбучих красных песков, зимой – только на снегоходах.
Для того, чтобы снять фильм, съемочной команде пришлось съездить в три экспедиции, в ходе которых создатели фильма познакомились и подружились с жителями поселка. Александра и Никита тоже есть в кадре. Они задают вопросы, сидят с жителями за одним столом и помогают им раскрыться перед камерой.
Документальные фильмы есть у многих известных режиссеров, которые снимают их в своем особом стиле. У Мартина Скорсезе упор поставлен на интервью и энциклопедичность, у Вима Вендерса колоссальное впечатление достигается благодаря визуальным и музыкальным эффектам, а картины Вернера Херцога начинаются с пейзажа. Снять документальное кино так, чтобы воздействовать на сознание и чувственную сферу зрителей, а потом вызвать отклик – искусство. «Уезжать не хочется» - в этом плане не просто проект о людях и природе Севера, а оригинальная, творческая работа, в которой многие кадры обладают своей волшебной эстетикой. Фильм – яркий пример русской, реалистической кинокартины без наигранности. Показана особая полнота жизни в деревне, как на картинах К. Маковского, где вслед за передающей ощущение равновесия и умиротворения статической композицией с видами домов и людей, следуют кадры с дорогой в центральной перспективе, которая создает динамику пространства. В результате время замедляется, а перед зрителями возникает новый мир, в котором есть альтернативные способы прохождения своего жизненного пути.
Текст: Инна Зайцева
Интервью с режиссером фильма: Александрой Лусниковой.