Вы здесь
Главная > Интервью > Простор, свобода, ровный горизонт — «Уезжать не хочется»

Простор, свобода, ровный горизонт — «Уезжать не хочется»

В киностудии «Лендок» подошли к концу съемки документальной картины «Уезжать не хочется». Режиссеры Александра Лусникова и Никита Аксенов сняли фильм о трех обычных людях, сделавших необычный выбор: учительница Катя и двое мужчин, Артур и Юрий, переехали в крошечное село Кузомень Мурманской области, чтобы обрести здесь свое счастье. Мы встретились с режиссером Александрой Лусниковой и поговорили о съемках фильма, о людях, выбравших жизнь в маленькой, оторванной от цивилизации деревне возле Белого моря и о том, как проходила работа над фильмом.

ОКОЛО: Что вас вдохновило на создание фильма?

А.Л.: По профессии я журналист. Я двадцать лет работала на телевидении в сфере международной журналистики, являюсь автором телевизионных фильмов, продюсером документальных проектов и автором сценариев. Несколько лет назад я случайно попала в деревню Кузомень. Мне поручили сделать сюжет про девушку, которая приехала туда учить детей. Там некому было преподавать. Когда я приехала и сделала сюжет, то поняла, что хочу заниматься документальным кино. В частности, хочу снимать про эту деревню, про этих людей, потому что они там все прекрасные. Не только эта девушка, там все чудесные. Я эту идею вынашивала. А потом мы с моим коллегой ее осуществили.

ОКОЛО: Это ваш первый фильм?

А.Л.: Это наш первый полнометражный фильм и второй фильм с Никитой. Первой работой стала короткометражка «Ты любишь карпа?» про тенденцию в Польше: там на Рождество подают главное блюдо – заливного карпа. Последние годы идет полемика – зеленые против этой традиции, так как карп непременно должен быть принесен в дом живым, затем он плавает в ванне, а потом уже его готовят. И зеленые на этот счет переживают. Мы ездили в Польшу и снимали этот фильм. Фильм получился длительностью 35 минут. К сожалению, это было в пандемию, и фильм остался совершенно незамеченным, так как особо не был на фестивалях.

ОКОЛО: Что было самым сложным в работе над фильмом «Уезжать не хочется»?

А.Л.: Изначально мы планировали снимать фильм про девушку, которая по зову сердца поехала в эту деревню. Чтоб вы понимали, деревня стоит практически на берегу Белого моря. С одной стороны, там река Кузомень, а с другой – Белое море. Там живет примерно 40 человек зимой. Летом приезжает побольше людей. Сложность в том, что туда не доехать. От предыдущей деревни до этой можно летом доехать только на внедорожниках. Там зыбучие красные пески. А зимой – на снегоходах. В деревне есть начальная школа, но, поскольку не было преподавателя, детей перевозили в интернат в соседнюю деревню. Они попадали домой только на выходные и каникулы. Катя прочитала эту информацию и приехала преподавать. Документальное кино – особый жанр. Несмотря на то, что ее история очень интересная, она уже свершилась. Мы не могли снимать ее в момент переезда, когда ей сложно было там обосноваться, или о том, как она потом вышла замуж за помора. Об этой истории можно было бы написать повесть или снять художественный фильм, но не документальный. Во время первой экспедиции мы с Никитой поняли, что у нас не выстроится история только про нее, потому что она – символ того, что эта деревня возрождается, но она не может быть героем. Поэтому у нас появилось еще два героя: молодой человек Артур, вопреки всему вернувшийся в деревню после армии, который построил там дом, держит магазин и не может найти невесту, потому что девушки в деревню ехать не хотят, и Юрий, который не смог понять и принять город, а потому вернулся в родные края.

ОКОЛО: Почему именно документальное кино, а не художественное?

А.Л.: Там ничего не придумано. Мы, конечно, ставили героев в определенные обстоятельства, то есть это не метод наблюдения исключительно. У нас не было такой возможности. Мы ездили в три экспедиции: два раза по десять дней и еще неделя. При этом, первая экспедиция была пробная. Конечно, для документального кино это очень мало. Мы познакомились с людьми. Они нам показались интересными, мы их практически полюбили. Нужно понимать, что это северные люди. Они очень закрытые. Съемки с первой экспедиции, конечно, тоже вошли в фильм. Но, фактически, первая экспедиция нужна была, чтобы мы вошли в контакт и подружились.

ОКОЛО: Каковы основные причины того, что ваши герои не хотят уезжать?

А.Л.: У главной героини Кати два образования: педагогическое и психологическое. Она очень искренняя, любит детей.  Это был порыв по зову сердца и совести, когда она узнала, что дети поедут в интернат. Фактически она решила себя попробовать. Она собиралась приехать на год, проверить себя на прочность. А осталась, потому что это удивительное место, и она нашла там свою любовь. Ее муж Виталий из этой деревни не уезжал никогда, только в армию. А Катя училась в Америке. У нее другое восприятие мира. Видимо, это и есть любовь. У них родился ребенок. Катя нашла там личное и профессиональное счастье. Катя считает, что по пирамиде Маслоу она находится на верхней ступени, потому что развивается. Недавно там провели интернет и, конечно, теперь можно продолжать саморазвитие.  У Кати было три ученика, а в этом году прибавилось. Их стало пять. Ей не хочется уезжать, потому что там природа, простота людей, в хорошем смысле слова, и то, что она нашла свое счастье во всех смыслах этого слова. Второй герой Юра – деревенский житель. У него в семье было восемь детей. И все они двойняшки. Он привык к суровой деревенской жизни. В какой-то момент он поехал в Мурманск работать, жил там в общежитии, долго привыкал к общественному транспорту, но так и не привык. Для него простор, свобода, ровный горизонт очень дороги. Артур хотел построить свою жизнь и найти невесту. Они находят все, что им нужно там, где они живут

ОКОЛО: Расскажите о коллективе. С кем вам приходилось работать над съемками фильма?

А.Л.: Первый раз мы поехали с Никитой вдвоем. А потом у нас была прекрасная оператор Марина Левашова. Она была с нами в двух экспедициях и принимала большое участие в судьбе фильма. Также у нас было два звукорежиссера.

ОКОЛО: Операторскую работу можно оценить даже по трейлеру. Очень красиво.

А.Л.: Марина – профессионал. Надо сказать, что Никита тоже снимал. В частности, кадры из первой экспедиции.

ОКОЛО: Получив опыт в области съемок короткометражного и полнометражного документального кино, открыли ли вы для себя свои секреты мастерства документалиста?

А.Л.: Я очень эмпатичный человек. Мне изначально казалось, что надо просто любить героя и фильм обязательно сложится. Это важный момент, но не основной. В результате фильм получился не таким, как мы его задумывали. Это связано с трагическими обстоятельствами. Мы полностью перемонтировали картину. Фильм рождается на монтаже. Мы даже привлекли режиссера монтажа. Мы очень много продумывали то, как структурно расположить исходный материал.

ОКОЛО: Планируете ли вы показывать фильм на фестивалях? Как смогут обычные зрители его посмотреть?

А.Л.: К сожалению, в силу сегодняшних реалий планы с европейскими фестивалями пока рушатся. Но мы сконцентрировались на российских фестивалях. Хотелось бы, чтобы фильм был показан на фестивалях «Докер», «Флорентиана», «Россия».

ОКОЛО: Над каким следующим проектом вы сейчас работаете?

А.Л.: У меня есть проект, на который я получила грант. Это история о мальчике-французе, который узнал, что был усыновлен, когда ему было четыре года. Он из Астрахани. Осознав, что он русский, мальчик получил российский паспорт и летом отправился в Россию пешком. Он хотел познать себя и не искал легких путей. Поэтому решил идти пешком с палками. Он дошел до Будапешта и там решил зимовать. Я ему предложила снять про него кино, и он согласился.

ОКОЛО: Большое спасибо. Удачи вам в новом проекте. Будем с нетерпением ждать возможность посмотреть «Уезжать не хочется» на большом экране.

Беседовала Инна Зайцева

Фотографии Инны Зайцевой и предоставлены пресс-службой киностудии «Лендок»

One thought on “Простор, свобода, ровный горизонт — «Уезжать не хочется»

  1. В Мурманске проводится кинофестиваль «Северный характер». Этот фильм стоит попоказать на этой площадке!

Добавить комментарий