Сказки Пушкина по-камбуровски

В новом сезоне Театр Камбуровой акцентирует внимание зрителя на драматических спектаклях: если в октябре зрители увидели постановку по ранее неизвестной повести ленинградского искусствоведа Всеволода Петрова «Турдейская Манон Леско» (реж. Денис Сорокотягин), то декабрь подарил зрителям «Нянины сказки» в постановке Гульназ Балпеисовой. Выбор материала пал на популярные сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане», «Медведиха», «О рыбаке и рыбке», а также в литературное полотно вошла сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок», которая на удивление органично сосуществует с основным материалом.

Гротескные образы возвращают зрителя в детство, когда все персонажи кажутся более выпуклыми и их образы хочется достраивать и дописывать самостоятельно, убегая далеко за пределы повествования. Режиссер, считывая это детское восприятие образов злодеев и героев, высвечивает все положительные и отрицательные черты каждого, открывая уникальный мир персонажей Пушкина. Все герои постановки неоднозначны: в них есть и доля самоиронии, и зловещие выходки и ранимое отношение к близким. Спектакль заявлен как музыкальная фантасмагория и полностью оправдывает жанр: вокальные эффекты и мастерство актрис пробирают до мурашек. Здесь с легкой подачи команды легко уживаются оперные арии, джаз и музыкальные импровизации. Стоит отдать должное теме спектакля: музыка И.П. Мусоргского (прим. – «Картинки с выставки»), по-новому открывают композитора. Аранжировки и все звуковое оформление спектакля создано музыкальным руководителем театра Олегом Синкиным.

Удивительно, но Елена Камбурова, артистка с большой буквы, наравне со всеми участниками спектакля находит новые актерские решения роли. Ее Няня - не милая трогательная старушка, а настоящая пиковая дама, хозяйка сказочного леса и знаток всех судеб героев. Она с легкостью разгоняет распоясавшихся и заигравшихся персонажей сказки «О рыбаке и рыбке» и при этом окружает нежностью и любовью гадкого утенка.

 Несмотря на то, что основной материал – сказки, спектакль прежде всего о сильных женщинах. Царевна-Лебедь и Золотая рыбка (Евгения Курова) сестры-близнецы, исполняют чужие желания, но и прямо говорят партнерам о цене помощи. Царица (Алена Парфенова), хоть и является одной из самых нежных героинь, тем не менее также ждет того часа, когда сможет воздать обидчику. Стоит ли говорить о наиболее яркой героини – Старухе-Ткачихе (Лада Марис), которая не только знает, чего хочет, но и готова идти к своей цели исключая любые преграды (это в итоге и губит Старуху даже в театральной постановке). Особенно остро представлена Сватья баба Бабариха (Елена Веремеенко), она же выступает матерью Салтана – в ее руках сосредоточено не только счастье сына, но и, пожалуй, все Тридевятое царство. В противовес героиням, партнеры более мягкие и податливые. Старик (Евгений Вальц/Александр Кольцов), готов обрушить на себя кару небесную, лишь бы его любимая была довольна. Гвидон (Данил Можаев/Артур Сахаров) делится своими душевными переживаниями с подругой, порой не замечая в ней прекрасную девицу. Интересен царь Салтан (Евгений Астафуров/ Роман Калькаев), трансформация героя и его внутренний рост на протяжении всего спектакля. Если в начале постановки зрители видят еще несамостоятельного мальчика, которому хочется поступить наперекор матери, то в финале уже предстает взрослый мужчина, тоскующий по единственному сыну и супруге и готовый принимать ответственность за свои поступки.

Гульназ Балпеисовой удалось создать в камерном пространстве Театра Камбуровой спектакль большой формы, многослойный, сложный и невероятно интересный. Можно с уверенностью сказать, что «Нянины сказки» - одна из сильнейших работ молодого режиссера.

Текст: Ксения Кузнецова

Фото: Ирина Мишина

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения