Вы здесь
Главная > Кино > «По-мужски»: Правила жизни в современном русском мире

«По-мужски»: Правила жизни в современном русском мире

Заслуженно прославившийся сатирическим сериалом «Внутри Лапенко», соединившем в себе постиронию, колорит ностальгии по советскому стилю и юмор в лучших традициях «Монти Пайтона» и «Шоу Фрая и Лори», Антон Лапенко предстает перед широкой российской аудиторией в неожиданном амплуа трагического героя в стильном снаружи и философском внутри фильме «По-мужски».
Сюжет драмы донельзя прост – герой по имени Глеб успешно развивает стартап, построил дом в стиле современного минимализма и счастлив в отношениях со своей девушкой. И его дивный новый мир был бы просто идеален, именно таким его и преподносит нам педантично выверенная картинка холодных тонов, но и стартап, и дом, и девушка окружены колоритом современной России, где, по данным социологов, 80 процентов населения ежедневно сталкиваются с бытовым хамством.

Дебютант полного метра Максим Кулагин, наверняка знакомый зрителю ввиду авторства нескольких короткометражных работ с мегазвездой российского шоу-бизнеса Александром Петровым, удачно сочетает комедию положений, апеллирует к зрителю, вводя гипотетические «разговоры на лестнице» в стиле «а если бы, то…» и использует ненормативную лексику. Но самое главное – «По-мужски» использует прием неоднозначности, когда отношение к каждой ситуации меняется прямо в ходе отдельной сцены. Вот, к примеру, «дружелюбный» гопник, недалекий и «милый» сосед – выходец из народа, к которому должна прислушиваться «интеллигенция» в лице главного героя фильма. И спустя мгновение экранного времени «народный» представитель показывает свое истинное лицо, его «простота» оказывается синонимом жестокости, а вежливость лишь демонстрирует слабость собеседника «интеллигента».

Если бы фестиваль Sundance проходил в России, то «По-мужски» стал бы его открытием. Традиции внешней простоты, выдержанного визуального стиля и постоянной апелляции к жизненному опыту аудитории чужды современному массовому российскому кино, озабоченному проблемами «Ёлок-15», пересъемками хитов советского экрана, абстрактного беззубого стендапа и бесконечными «старыми песнями о главном». А тем временем «По-мужски» хочет говорить со зрителем на важную тему внутреннего и социального самоопределения в пространстве, где «сильный» всегда «прав».
Если говорить об актерском составе «По-мужски», то главная звезда Антон Лапенко предсказуемо оказывается блистательным драматическим актером. Предсказуемо потому, что умение виртуозно работать в жанре комедии автоматически предполагает высокий уровень мастерства и не меньший объем таланта. Кроме того, следует отметить и Сергея Васина, ответственного за воплощение образа антагониста-гопника, внешне схожего с героем кинохита «Горько!», но демонстрирующего самые низменные стороны современного «пролетариата».

Для российского кино «По-мужски» безусловно представляет собой открытие и фурор. И дело не в том, что «По-мужски» можно рассматривать под углом фемповестки или развенчивания гендерных стереотипов (что, казалось бы, очевидно из названия) или же углядеть в работе Кулагина некие аллюзии на современного Раскольникова. «По-мужски» в данном случае — это вариация «по-человечески» и на протяжении чуть более полутора часов режиссер планомерно и педантично подводит к этому вопросу – «а как по-человечески?».

Работа Максима Кулагина затрагивает тему бытового хамства, переходящего в тотальную культуру. Тему, которую официальная общественная дискуссия в крайнем случае высмеивает, но уж точно не рефлексирует над ней. «По-мужски» вызывает реакцию, сходную с той, которой в свою время смогли добиться Сергей Тарамаев и Любовь Львова со своей фестивальной драмой «Зимний путь». Фильм был столь же неожиданно успешен, принят критиками по всему миру и также развернул проблему конкретных взаимоотношений между героями до масштабов общечеловеческой трагедии непонимания, неприятия и отчужденности.

«По-мужски» — это трагедия жизни в мире, где хамство тоталитарно, а сила отнюдь не в правде, как завещал герой Алексея Балабанова, а в животной простоте и готовности не любить, а гнобить ближнего своего. И это, вместе с тем, драма, личная драма героя, на месте которого может оказаться каждый, кто строит свою жизнь, согласовываясь с правами человека, принципами равноправия и сентенцией ecce homo. Ведь режиссер картины намеренно использует рядовую ситуацию – на ваш участок бросили пакет с мусором. Что делать?

Как и полагается лучшим образцам кинематографии, драматургия — это искусное средство для финального открытого вопроса. В любой ситуации проще смириться и сделать вид, что ничего не происходит. Особенно легко это удастся в частном красивом доме, где есть полки для винных бутылок и модная акустическая система, а бег по утрам сохраняет физическое здоровье. Но моральное все же важнее. И финал «По-мужски» даст каждому звонкую пощечину, не призывая к действию, но клеймя бездействием. Этот фильм не оставит вас равнодушным, даже если вы не интересуетесь независимым кино и отдельными аспектами правил жизни в современном российском обществе. Если вы просто любите Лапенко как персонажа, то это отличная возможность посмотреть на него с другой стороны и увидеть, что самые смелые и важные поступки в мире совершаются тихими очкариками.

Текст: Евгения Савкина

Добавить комментарий