Вы здесь
Главная > Музыка > «Площадь искусств» XXII: Прокофьев, Полянский, Репин

«Площадь искусств» XXII: Прокофьев, Полянский, Репин

В рамках XXII Международного зимнего фестиваля «Площадь искусств» 18 декабря состоялся концерт, на котором Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии выступил под управлением дирижера народного артиста России Валерия Полянского. Концерт №2 для скрипки с оркестром Прокофьева исполнил выдающийся скрипач народный артист России Вадим Репин.

Замечательные музыканты из Москвы вместе с оркестром филармонии доставили огромное удовольствие слушателям.

Санкт-Петербург Филармония 18.12.2022 XXII Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» Прокофьев. Концерт № 2 для скрипки с оркестром Валерий Полянский дирижер Солист – Вадим Репин Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии фото Сергея Тягина

Валерий Полянский начал дирижировать еще в студенческие годы. В 1971 году он организовал Камерный хор из студентов Московской консерватории, в которой учился. В 1975 году хор, под управлением Полянского, победил на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии, а Валерий Полянский получил специальный приз как лучший дирижер конкурса. Тогда в Италии о нем писали: «Это подлинный Караян хорового дирижирования, обладающий исключительно яркой и гибкой музыкальностью».

Сейчас Валерий Полянский является художественным руководителем и главным дирижером Государственной академической симфонической капеллы России, включающей в себя хор и оркестр. Полянский – профессор Московской консерватории, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования. Кроме того, музыкант является президентом Рахманиновского общества. Валерий Полянский имеет государственные награды и ордена.  В первом отделении оркестр под управлением Полянского исполнил «Русскую увертюру» Сергея Прокофьева, которую композитор написал по заказу Московской филармонии в 1936 году, когда он вернулся на родину после 17-ти лет пребывания за границей. При работе над увертюрой композитор обращался к записям подлинных народных русских песен, но, конечно, интерпретировал их по-своему. После премьеры Русской увертюры ее ругали за «нарочитую беспредметность и поверхностность». Но современных слушателей Русская увертюра Прокофьева радует задорными русскими плясами, чередующимися с лирическими напевами, сочиненными композитором.

Санкт-Петербург Филармония 18.12.2022 XXII Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» Прокофьев. Концерт № 2 для скрипки с оркестром Валерий Полянский дирижер Солист – Вадим Репин Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии фото Сергея Тягина

Выступление прославленного скрипача Вадима Репина пришедшие на концерт любители музыки ждали с особым интересом. И, конечно, получили истинное удовольствие от его игры, тем более что играет скрипач на инструменте, созданном в 1733 году самим А. Страдивари.  Обучаться игре на скрипке Вадим Репин начал очень рано, с пяти лет. Его мама хотела, чтобы он учился в классе баяна, но там не оказалось мест, поэтому мальчик начал учиться игре на скрипке у З. Брона. Уже в 11 лет Вадим Репин становится победителем и получает Золотую медаль на Международном конкурсе скрипачей имени Г. Венявского в Польше, в 14 лет начинает гастролировать за рубежом, а в 15 лет выступает в Карнеги-холле в Нью-Йорке. В 1989 году Вадим Репин становится самым молодым победителем Международного конкурса Королевы Елизаветы в Брюсселе. Скрипач успешно выступает с концертами по всему миру. Вадим Репин является основателем и художественным руководителем Транссибирского арт-фестиваля, впервые прошедшего в 2014 году в Новосибирске.

Санкт-Петербург Филармония 18.12.2022 XXII Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» Прокофьев. Концерт № 2 для скрипки с оркестром Валерий Полянский дирижер Солист – Вадим Репин Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии фото Сергея Тягина

На концерте в филармонии Вадим Репин исполнил Концерт №2 для скрипки с оркестром Прокофьева. Этот концерт композитор начал сочинять в 1934 и завершил в 1935 году после возвращения в Москву. Прокофьев в одном из интервью за границей говорил: «Я старался быть в скрипичном концерте столь простым, как только возможно. Это необходимо для композитора, работающего в Москве. Ибо у нас сейчас большие новые массы пришли к музыке». Стремление композитора к идеалу «новой простоты» привела к тому, что в этом концерте для скрипки тщательно отобранные выразительные средства раскрывают его оригинальность в полной мере. Исполненный Вадим Репиным Концерт №2 для скрипки с оркестром стал большим подарком для слушателей, которые долго не отпускали солиста со сцены. К большому сожалению зрителей на бис Вадим Репин ничего не сыграл.

В завершении концерта прозвучала Симфония №5 П.И. Чайковского. Исполнение симфонии Заслуженным коллективов России академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением Валерия Полянского имело безусловный успех. Странно читать о том, что после премьеры симфонии 5 ноября 1888 года в этом же зале Дворянского собрания петербургская критика обвиняла композитора в том, что «симфония отличается безыдейностью, рутиной, преобладанием звука над музыкой». Однако успех симфонии у публики со временем только укреплялся. Классическое произведение тем и отличается, что слушатели во все времена находят в нем что-то важное и актуальное для себя. Трагическое, тревожное начало в симфонии, роковые силы, которые напоминают о себе даже в лирических частях симфонии и которые все-таки перерождаются в финале в жизнеутверждающую тему, дают силы слушателям и в наши непростые времена.

Текст: Наталья Шек
Фото: Сергей Тягин
Фотографии предоставлены пресс-службой Филармонии

Добавить комментарий