Вы здесь
Главная > Театр > Любовь и смерть Офелии

Любовь и смерть Офелии

«Гамлет. eXistenZ», пожалуй, самый радикальный по форме спектакль Петра Шерешевского из увиденных мною. Он сразу погружает зрителей в тягостное состояние и ожидание трагического финала. Ещё на входе в КТМ нам выдали бахилы, как в поликлинике. Выдали их и актёру Ярославу Дяченко (Гамлет), который пытался замаскироваться под обычного зрителя, но меня не проведёшь. Мы вошли в зал, напоминающий морг, и игра началась.

Ведущей вечера была изящная и трогательная Алина Кикеля, она же сыграет соблазнительную Тень отца Гамлета, которая доведёт Гамлета до безумия и сломает ему и ряду других людей жизнь.

Для меня акцент в «Гамлете» всегда смещается на Офелию, именно она — жертва, которая виновата лишь в том, что полюбила не того человека. Она лишилась отца, сошла с ума от горя и предательства Гамлета, погибла рано, бессмысленно и глупо. Её роль душераздирающе сыграла Надежда Черных. Великолепная актриса, она в самое зрительское сердце транслирует чувства своей героини. Она дышит любовью в начале спектакля, трогательно заботится об отце (Виктор Гахов), горюет после его смерти. На её потухший взгляд, в котором уже нет надежды, больно смотреть. В финале Надежда рисует себе черной краской впавшие глазницы и оскаленный рот — Офелия уже не человек, только череп бедного Йорика. Её жизнью Гамлет пожертвовал ради мести. Опасно быть женщиной в этом мире, ты можешь стать жертвой насилия и разменной монетой в любой момент, в самой, казалось бы, безобидной ситуации. Вред может причинить хорошо знакомый тебе человек, тот, кому ты доверяешь. Будьте, пожалуйста, осторожны, дорогие девочки. Классика мировой литературы: и русская, и иностранная, затрагивает тему положения женщины в обществе во все времена. И оно, скажем прямо, незавидно.

Гамлет Ярослава Дяченко сломлен смертью отца, в его сердце нет любви ни к Офелии, ни к матери, ни к друзьям. Месть даёт ему хоть какую-то мотивацию жить, но это плохая мотивация, которая никого не сделает счастливым и принесёт только смерть. 

Все время спектакля на сцене находятся Владислав Мезенин (Гильденстерн) и Виктор Гахов (Розенкранц). На их шеи накинуты петли, они обречены, никто не спасётся. Скотч, чтобы заклеить глаза, приготовлен для каждого. 

Гертруду, вероломную мать Гамлета, сыграла Ольга Богданова, Клавдия — Андрей Зарубин. У нового короля и братоубийцы на голове надета картонная корона из «Бургер Кинга». Несмотря на всю трагичность «Гамлета», спектакль смешной в своей абсурдности, я смеялась весь спектакль: актёры поют странные песни, например, «Я люблю тебя, несмотря на тебя» (группа «Тайм-аут», как оказалось), включают передачу «Что? Где? Когда?», предлагают поесть поминного пирога (впрочем, желающих нашлось немного). Есть элемент интерактива: мне повезло потрогать лицо Гамлета и получить воздушный поцелуй от Гильденстерна. Вечер удался.

Признаться, это первый случай, когда хотелось поскорее покинуть зал КТМ. И дело даже не в удушающем запахе печёнки и лука, а в том ощущении безнадёжности, которым дышит этот «Гамлет». Но прошло несколько часов и теперь я воспринимаю спектакль немного иначе: пока мы живы, ещё можно постараться что-то исправить и стать счастливым. Месть — плохо, а любовь — хорошо. Трагедии написаны не про нас, это лишь слова, слова, слова. Историю своей жизни каждый пишет сам. Давайте напишем ее радостной и полной надежды. 

Текст: Алла Игнатенко 

Фотографии КТМ 

 

Добавить комментарий