Добро пожаловать в «Магазин»!

3 декабря в НДТ состоялась премьера спектакля «Магазин», поставленного Артемом Злобиным по мотивам одноименной пьесы Олжаса Жанайдарова. Олжас Жанайдаров – член союза журналистов Москвы и союза писателей Москвы, номинант национальной премии «Золотая маска» и премии «Кульминация». НДТ – Небольшой драматический театр. НДТ – не БДТ, но уже при входе в фойе можно ощутить атмосферу того театра, которым управлял знаменитый Георгий Товстоногов. Преемственность не передается словами, но она ощущается во всем. Присутствует все, что необходимо, и нет ничего лишнего: приветливые администраторы, красивый театральный буфет, удобные пандусы для людей с ограниченными возможностями здоровья, действующая «Пушкинская карта» и отсутствие билетов в день премьеры.

 

В спектакле звучит красивая восточная музыка, живое пение. Несмотря на динамическое действие и захватывающий сюжет, спектакль понравится не всем. В нем присутствуют страшные жестокие сцены, на афише стоит ограничение 18+. Зрители, пришедшие в театр приятно провести вечер, вряд ли оценят эту постановку. И все же тема рабства, поднимаемая в спектакле, не должна быть под запретом. Рабство существует во всем современном мире. Одни люди превращают других людей в товар, используют их на опасных работах, в секс-индустрии, продают их и калечат физически. И это не только рабский труд мигрантов, но и культурные особенности их воспитания, предполагающие изначальное неравенство в семьях среди младших и старших братьев и их детей, не говоря уже о превосходстве мужчин над женщинами.

Текст пьесы распределен между двумя героинями – хозяйкой круглосуточного магазина Зияш (Ольга Альбанова) и продавщицей Каргылаш (Анна Шельпякова). Каргылаш приехала в Москву, чтобы изменить свою судьбу и стать счастливой, но вместо этого попадает в рабство. Это скромная терпеливая девушка, любящая детей и мечтающая о создании своей семьи. Удастся ли ей вырваться на свободу, если с детства она привыкла подчиняться чужой воле, терпеть боль и прислуживать старшим? Спасаясь от невыносимой ситуации, она уходит в волшебный мир сказок Шахерезады. Сможет ли она не повторить путь своей «госпожи»?

Не менее интересна другая героиня спектакля – «мамочка» Зияш. Женщина с непонятным тюремным прошлым, она свято верит в то, что своими действиями спасает девушек. Ей кажется, что она не издевается над своими «невольницами», а воспитывает в духе высших ценностей, прививая им новую мораль и послушание. Она меняет девушкам имена, а вслед за этим – их судьбы. Рабство должно стать философией, религией и главной целью их жизни. Цель для этой героини оправдывает средства. Зияш – очень сильная властная женщина, у нее везде есть свои люди.

Самый неожиданный персонаж – покупательница Ирина. Трудно определить, кем она могла бы быть в реальной жизни – представительницей богемы, пианисткой, хрупкой мечтательницей, обедневшей пенсионеркой, спившейся алкоголичкой, пациенткой психиатрической клиники или кем-то еще. Для нас важно другое ее качество. Ей нравится покупать продукты дешевого рабского труда, поэтому она крайне заинтересована в существовании магазина. «Ваши помидоры самые дешевые в нашем районе» - говорит Ирина. Ей не хочется упускать свою выгоду, она не пытается спасти Каргылаш, даже когда появляется такая возможность.

А дальше возникает неожиданный и жесткий вопрос. Для рабства нужны минимум три человека – эксплуататор, эксплуатируемый и потребитель продукта эксплуатации. Как разрушить эту систему?
Создатели спектакля, не приукрашивая действительность и не опасаясь обвинений в эстетизации насилия, показали историю, основанную на реальных событиях.

Текст: Мария Гузарева

Фотографии НДТ

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения