“Серебряная лира” XIII: Гайк Казазян и Инга Дзекцер

Вечер музыки для скрипки и фортепиано в рамках XIII Международного фестиваля камерного исполнительства «Серебряная лира» состоялся в Малом зале филармонии 31 октября. Скрипач Гайк Казазян и пианистка Инга Дзекцер исполнили музыку Моцарт, Пуленка, Блоха, Брамса, Сен-Санса и Фролова.

В первом отделении прозвучала соната Моцарта ми-бемоль мажор для скрипки и фортепьяно, написанная под влиянием Гайдна, и соната для скрипки и фортепиано Пуленка, сочиненная в память об испанском поэте Федерико Гарсиа Лорке. Ценители считают Пуленка "одним из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в XX столетии", но музыкантам не всегда удается сделать его музыку ярким событием для слушателя на фоне прочих классиков. В этот раз, кажется, его соната увлекла всех присутствовавших в зале. Возможно, свою роль сыграло особое отношение к композитору Инги Дзекцер: в прошлом году пианистка выступила соавтором большой статьи, посвященной именно этому сочинению Пуленка: "Для исполнителей творчество Пуленка является своего рода «лабораторией» для поиска изысканных звуковых оттенков, их самых тончайших нюансов. С одной стороны, как мы уже отмечали, существуют четкие и подробнейшие указания композитора, касающиеся характера, мельчайших деталей агогики, смены темпов, штрихов, динамики и педали. С другой стороны, воображение и интуиция исполнителя подскажут ему, как, не выходя за пределы достаточно строго очерченных композитором границ, найти свои грани интерпретации. Подобно тому, как художник ищет необходимый, кажущийся ему в данный момент единственно верным, оттенок, музыкант, опираясь на свои представления, подбирает особые тембры и степень агогической свободы для каждого определенного прочтения произведения".

Второе отделение открыла "Импровизация" ("Нигун") из цикла "Баал-шем" Эрнеста Блоха. Это произведение для скрипки и фортепиано было написано Блохом в Кливленде в 1923 году. Оно называется «Три образа хасидской жизни» и посвящено Баал Шем Тову, основателю хасидского движения. Работа состоит из трех частей и занимает около четверти часа: "Видуи" (раскаяние), "Нигун" (импровизация), и "Симхат Тора" (радость).

Затем прозвучало крайне популярное скерцо до-минор Брамса, которое также является частью более крупного сочинения - сонаты F-A-E. Соната для скрипки и фортепиано была написанная по инициативе Роберта Шумана им самим, Иоганнесом Брамсом и Альбертом Дитрихом. Она была посвящена скрипачу Йозефу Иоахиму, с которым все три композитора незадолго до этого познакомились и подружились. Личным девизом молодого Иоахима была фраза «Свободен, но одинок» (нем. Frei aber einsam), начальные буквы которой по-немецки — F-A-E — соответствуют нотам фа-ля-ми; на этой музыкальной теме и строится соната.Соната состоит из 4 частей. Первая часть, Allegro, написана Дитрихом, вторая часть, интермеццо, — Шуманом, третья, скерцо, — Брамсом, финал - вновь Шуманом. Произведение было поднесено Иоахиму и исполнено им в домашнем концерте у Шумана (партия фортепиано — Клара Шуман). При этом скрипачу было предложено угадать авторство каждой из частей, что он и сделал. В дальнейшем Шуман включил две написанные им части сонаты в собственную сонату для скрипки и фортепиано № 3. Ноты коллективной сонаты остались у Иоахима, в 1906 г. он предоставил для отдельной публикации скерцо Брамса, к тому времени давно умершего. Только в 1935 году соната была опубликована полностью немецкими специалистами Эрихом Валентином и Отто Кобином.

«Хаванез» Сен-Санса был написан в 1887 году и посвящён кубинскому скрипачу Рафаэлю Диасу Альбертини. Сочинение основано на ритме хабанеры - кубинского танца, который по своему ритму приближен к танго. Хабанера - парный танец с начальным расположением танцующих в две линии с определенным числом и последовательностью регламентированных фигур. Забавный факт в копилку эрудита: именно «Хаванез» Сен-Санса является главной темой фильма "Девятые врата".

Концертная Фантазия Фролова на темы из оперы Дж.Гершвина "Порги и Бесс" стала самой праздничной частью концерта. Сложно было устоять и не начать подпевать знакомым темам.

Солист Московской государственной филармонии, преподаватель Московской консерватории Гайк Казазян родился в 1982 году в Ереване, где начал обучаться игре на скрипке в Ереванской музыкальной школе им. Саят-Новы, а в 1996 году переехал в Москву и учился у Эдуарда Грача в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных (1996-2000). С 2000 по 2006 гг. учился в Московской государственной консерватории, а затем с 2006 по 2008 гг. – в Королевском колледже музыки в Лондоне у Ильи Рашковского.

Гайк Казазян – лауреат Международного конкурса скрипачей  им. Генрика Венявского (Познань, 2001), Международного конкурса им. П.И. Чайковского  (Москва, 2002), Международного конкурса им. Маргерит Лонг и Жака Тибо (Париж, 2005). В 2004 году музыкант получил золотую медаль и приз зрительских симпатий на Международном конкурсе скрипачей им. Тибора Варги в Сьоне (Швейцария), в 2007 году – золотую медаль и приз зрительских симпатий на Международном конкурсе скрипачей им. Юна Исана в Тхонъене (Южная Корея). В 2011 году Гайк Казазян победил на Международном конкурсе скрипачей им. Джорже Энеску в Бухаресте (Румыния), в 2015 году получил III премию и бронзовую медаль на Международном конкурсе им. П.И. Чайковского (Москва – Санкт-Петербург).

Скрипач выступал на таких известных площадках за рубежом, как Карнеги-холл в Нью-Йорке, Берлинская филармония, Виктория-холл в Женеве, Театр Шатле и зал Гаво в Париже, Барбикан-холл и Уигмор-холл в Лондоне, Ашер-холл в Эдинбурге, Королевский концертный зал Глазго. В нашей стране Гайк Казазян выступал не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих  других городах.

Музыкант сотрудничал с Валерием Гергиевым, Теодором Курентзисом, Юрием Симоновым, Владимиром Федосеевым, Денисом Мацуевым, Фредди Кемпфом, Наталией Гутман, Александром Князевым и многими другими.   

Инга Дзекцер работает в Санкт-Петербургской консерватории на кафедре камерного ансамбля после окончания обучения в аспирантуре у профессора Фидлер Т.Л. Совмещает педагогическую деятельность с концертной. Её имя можно увидеть на афишах Большого и Малого залов Санкт-Петербургской филармонии, Рахманиновского и Малого залов Московской консерватории, зала Берлинской Филармонии, Concertgebouw (Амстердам), Vredenbourg (Утрехт), Bozar (Брюссель) и многих других залов России, Германии, Франции, Португалии, Италии, Испании, Голландии, Финляндии, Югославии, Швейцарии, США, Японии, Кореи, Китая. Победитель Международного конкурса камерных ансамблей в Трапани (Италия) и Международного конкурса фортепианных дуэтов в Токио, Япония. Даёт мастер-классы в Японии, Корее и Португалии. Работала как концертмейстер на мастер-классах квартета Берлинской филармонии, в Летней музыкальной Академии в Голландии “The International Holland Music Sessions”, а также на мастер-классах “Gustav Mahler International Academy”( Италия) под патронажем Клаудио Аббадо. Работала в составе жюри Международного конкурса камерных ансамблей в г.Линц, Австрия. Выступала на многих фестивалях камерной музыки: в Петербурге (фестивали «От авангарда до наших дней», «Петербургская музыкальная весна», фестиваль, посвященный творчеству П.Хиндемита), Германии (фестиваль“ Kissinger Sommer”), Финляндии, Португалии, Италии, Франции, ОАЭ (Abu Dhabi Classics), неоднократно принимала участие в фестивале камерной музыки, организованном Юрием Башметом на острове Эльба, Италия. Работала официальным концертмейстером на Международном конкурсе имени Чайковского, Международном конкурсе скрипачей имени Липицера в Гориции, Италия; конкурсе имени Д.Ойстраха в Одессе, Украина и Международном конкурсе скрипачей в Китае (China International Violin Competition).

Фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения