Роскошный вечер эффектной хореографии

3 ноября на основной сцене Александринского театра прошел «Вечер современной хореографии». Артисты Московского Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко исполнили три одноактных балета: метафизический «Kaash», фантастический «Autodance» и соблазнительную постановку «Маленькая смерть». Гастрольное выступление артистов было организовано в рамках фестиваля «Золотая маска».

 

Первый балет вечера - «Kaash» - вошёл в лонг-лист фестиваля «Золотая маска» 2022. На фоне «Черного квадрата» танцовщицы в черных платьях и обнаженные по пояс танцовщики в черных длинных юбках исполняют страстный танец под ритм барабанов и речитатив. Национальные индийские кружения, а также жесты, символизирующие преклонение перед индуистскими божествами, объединены в общую композицию, которая производит неизгладимое впечатление.

Один из самых известных танцовщиков и хореографов современности Акрам Хан создал этот балет на основе индийского классического танца катхак. Этот танец в быстром темпе исполняли храмовые сказители под определенный ритм. В постановке Акрам Хана национальный колорит передан в экспрессионистском обрамлении. Как и символ супрематизма - «Черный квадрат», на фоне которого танцуют артисты, «Kaash» - раскрывает противоречивость современного человека, находящегося по ту сторону добра и зла в тесной связи с метафизическим миром, где вечное кружение и вечное течение времени символизируют вечную жизнь вопреки всякому уничтожению.

Второй балет триптиха несет противоположный смысл. «Маленькая смерть» Иржи Килиана – это наполненный откровенным эротизмом, интимный и одновременно иронический рассказ о любви без купюр. Практически полностью обнажённые мужчины достают девушек в корсетах из-под огромного покрывала, чтобы под фортепианные концерты Моцарта станцевать все то, что предшествует и следует за любовной игрой пары.

«Маленькая смерть» - это французская идиома “La petit mort”, которая используется для обозначения кульминации любовных утех. Мрачная метафора, в психоанализе означает трансцендентность и меланхолию, которая наступает после того, как узнав о возможности слияния в любовном экстазе, двое вновь оказываются один на один со своим одиночеством.

Эта постановка – воплощение элегантности, аристократизма, чувственности, иронии и легкости. Артисты буквально парят друг над другом. Танцовщицы настолько рады своему обнажению, что танцуют не в платьях, а рядом с ними, заигрывая со зрителем, позволяя домысливать недосказанное и с удовольствием предаваться фантазиям.

Апофеозом вечера стал финальный балет, объединивший в себе футуристические и фантастические элементы, абсурд и мощную экспрессию. Спектакль начинается с эпического выхода одной танцовщицы особым, медленным, протяжным шагом. Вскоре соло превращается в дуэт, в котором уже две девушки то показывают каждая свои повторяющиеся комбинации, то синхронизируются на некоем новом уровне взаимопонимания. Постепенно все пространство сцены заполняют артисты. Под современную, ритмичную, клубную музыку Ори Личтика танцоры повторяют символические комбинации жестов и протяжные шаги, синхронно и чередуясь передают некое единство, в котором, судя по изогнутым в горделивой осанке спинам и манерам превосходства, правят тщеславие и жажда доминировать.

Создательница постановки - израильская хореограф Шарон Экль на языке танца написала историю, в которой лишенные сопереживания люди могут превратиться в некие автоматизированные механизмы, даже не представляющие, как нелепо на самом деле выглядит их манерность на этой «ярмарке тщеславия».

Нарциссические идеалы современного общества воплощены во взглядах поверх тех, кто рядом, и движениях, напоминающих птичьи повадки. Тем обособленнее от группы кажется сольный танец девушки, в котором благодаря своей невероятной пластике она превращается в некий нерв или узел боли, и распутать его можно, только получив опору и ресурсы от тех, кто рядом. В этом году танцовщица Оксана Кардаш получила «Золотую маску» в номинации «Балет/женская роль» за соло в постановке «Autodance».

Вечер современной хореографии стал первым мероприятием в программе фестиваля «Золотая маска». Программа показов включает в себя спектакли: «Костик» Театра им. А.С.Пушкина (Москва), «В кольцах» театра «Практика» и Мастерской Дмитрия Брусникина (Москва), и «Коромысли» Лаборатории современного искусства (Новосибирск). Показы спектаклей – номинантов и лауреатов премии «Золотая маска» проходят в Санкт-Петербурге ежегодно. В этом году фестиваль проходит уже в двенадцатый раз.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии: Карина Житкова, Светлана Аввакумова, Jean-Louis Fernandez

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения