Вы здесь
Главная > Музыка > Прокофьев/Шостакович на сцене БЗФ

Прокофьев/Шостакович на сцене БЗФ

18 ноября в Большом зале Петербургской филармонии состоялся 2-ой концерт первого абонемента «Юрий Темирканов и его оркестр». Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии под управлением Николая Алексеева исполнил произведения двух выдающихся русских композиторов XX века  и, пожалуй,  самых исполняемых – Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича.

В первом отделении прозвучали четыре фрагмента из оперы «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева и его Концерт №3 до мажор для фортепиано с оркестром. Солист –Дмитрий Шишкин.  Эти произведения относятся к раннему периоду творчества композитора. Первая комическая опера Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» по одноименной сказке Карло Гоцци была завершена композитором в 1919 году, когда он находился за границей. Ее премьера состоялась под управлением автора в Чикаго в 1921 году, но не вызвала восторженных откликов, возможно, зрители просто не поняли иронию и сарказм, с которыми Прокофьев разрушает сказку и сказочные образы, не поняли высмеивание автором мещанской сентиментальности. Однако в наши дни постановки этой оперы осуществляются во многих театрах в нашей стране и за рубежом и проходят с большим успехом. Но особенно часто «Любовь к трем апельсинам» сегодня исполняется в виде симфонических фрагментов, как на концерте в филармонии, о котором идет речь. Зрители восторженно рукоплескали четырем фрагментам из оперы, в том числе самому известному и любимому всеми, маршу, блестяще исполненным  оркестром под управлением Николая Алексеева.

Концерт №3 до мажор для фортепиано с оркестром написан Прокофьевым в 1917-1921 годах, т.е. работу на ним композитор начал еще в России и завершил осенью 1921, когда он жил во Французской Бретани. Основные темы все же были написаны в России и связаны с русской почвой. По сравнению с Первым и Вторым концертами он более уравновешен, в нем гармонично сочетаются лирика и эпос. Как пишет И. Глебов, «богатое дарование Прокофьева достигло той ступени развития и полноты выражения, на которой совмещаются неостывший пыл юношевского темперамента, дерзкий клич и вызывающий тон задорного наскока с наступающей мужественной зрелостью и мудростью, когда творческое сознание ищет устойчивого обоснования каждого момента оформления, когда техническое совершенство становится мастерством и когда сочность материала соперничает с виртуозным владением средствами воплощения». В музыке концерта «нет места ни ложному пафосу, ни преувеличенному оригинальничанию, ни доминированию изощренного вкуса над здравым смыслом, ни хвастовству приемами за счет органического развития».

Радость, свет и жизнелюбие концерта прекрасно донесли до слушателей оркестр и солист Дмитрий Шишкин. Талантливый молодой пианист блестяще справился с передачей как созерцательной народной песенности, так и активного динамизма, сочетающихся в этом произведении, ярко блестяще исполнил бурные пассажи и подчеркнуто острые приемы фортепианного изложения, задуманные автором.

Дмитрий Шишкин закончил в 2015 году Московскую консерваторию (класс Э. Вирсаладзе), совершенствовался в Консерватории имени В.Беллини в Катании – в городе на Сицилии в  Италии.Он является лауреатом многих международных конурсов. В 2019 году Д. Шишкин получил II премию на Междунаролном конкурсе имени П.И. Чайковского. Пианист выступает на известных концертных сценах в нашей стране.

Выступление Д. Шишкина с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением Николая Алексеева прошло с большим успехом. Публика долго не отпускала солиста со сцены. К восторгу присутствующих пианист сыграл «на бис».

Во втором отделении концерта прозвучала Симфония №5 Дмитрия Шостаковича. Эта симфония была впервые исполнена 21 ноября 1937 года в этом же зале Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского, т.е. 85 лет тому назад. Как вспоминал Мстислав Растропович, симфония имела грандиозный успех, а овации длились по крайней мере минут 40.

Шостакович работал над симфонией после жесточайшей критики.  В  редакционной статье в газете «Правда» от 28 января 1936 года «Сумбур вместо музыки» его оперу «Леди Макбет Мценского уезда» критиковали за «антинародный» и «формалистической» характер, обвиняли композиора за сложность. В том же 1936 году в другой статье в газете «Правда» за 6 апреля балет Шостаковича «Светлый путь» обвиняли в легковестности. Можно только представить, как тяжело было композитору в этот период, когда в прессе была развернута масштабная травля, а исполнение   законченной Четвертой симфонии – отложено. Тем не менее, в 1937 году композитор продолжал работать и завершил свой шедевр – Пятую симфонию.  На вопросы критики, о чем музыка, он говорил, что в ней он хотел показать, «как через ряд  трагических конфликтов, внутренней борьбы утверждается оптимизм как мировоззрение».  Композитор писал: «Тема моей симфонии – становление личности. Именно человека со всеми своими переживаниями я видел в центре замысла этого произведения, лирического по своему складу от начала до конца. Финал симфонии разрешает трагедийно-напряженные моменты первых частей в жизнерадостном, оптимистическом плане. У нас иногда возникает вопрос о законности самого жанра трагедии в советском искусстве. Но при этом часто смешивают подлинную трагедийность с обреченность, пессимизмом. Я думаю, что советская трагедия как жанр имеет полное право на существование…»

Исполнение Пятой симфонии Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром  филармонии под управлением Николая Алексеева произвело огромное впечатление на  присутствующих в зале. Публика устроила овацию, крики «браво» не стихали долго. Б. Асафьев в свое время сказал, что в этой симфонии «поколение узнавало себя», безусловно, что точно также и современные слушатели и все последующие  будут продолжать узнавать себя, слушая эту музыку.

Текст Наталья Шек
Фото: Анна Флегонтова

Добавить комментарий