Вы здесь
Главная > Театр > “Комиссия”: как далеко ты готов зайти на пути к мечте?

“Комиссия”: как далеко ты готов зайти на пути к мечте?

Помните десятки нелепых и абсурдных историй из школы или универа, когда равнение на преподавателя как идола, обладающего тайной знания, постепенно испарялось, и вскрывались его недостатки? А дикий ужас перед экзаменами — госами, выпускными, да даже на собеседовании, на первом свидании и знакомстве с родителями жениха — когда вы знали, что вас оценивают, и от решения “комиссии” зависит ваша судьба?

Снова ощутить подобный опыт, подглядеть со стороны а, может, и поучаствовать (!), проработав свои травмы, можно на спектакле “Комиссия” Такого театра. Премьера состоялась в апреле 2019. “Комиссия” — постановка режиссёрки Тани Вайнштейн, преподавательницы, основательницы площадки Скороход и академии театрального искусства Part Academy.

“Я — пёс господень, и господь этот — театр” — говорит Таня Вайнштейн в прологе, выйдя к зрителям в фойе, cловно впустив их в свой храм, обнажив тонкую материю творчества. Напротив нее на возвышении — три актера в виде своры диких псов, готовых броситься и растерзать ее (отсылка к масштабного визуальному полотну “Ад”, первой части фантазии на темы «Божественной комедии» Данте театрального режиссера Ромео Кастелуччи). «Ад» — монумент боли. Артист должен платить” — говорит Кастелуччи. О магии актерства, мечтах и реалиях, жертвах, на которые идут люди искусства, говорится в постановке. А ещё о страхе чистого листа, бесконечной тяге к экспериментам и неоправданных надеждах зрителя.

“Начали!” — командует режиссёрка, приглашая зрителей, и “свирепые псы” бегут в зал, чтобы перевоплотиться в безжалостных преподавателей, порой тоже теряющих человеческий облик.
“Комиссия” — иммерсивный перформанс, исследующий ситуацию поступления в театральный институт. Зрители могут участвовать в нём, при покупке билета выбрав соответствующую категорию — наблюдатель или абитуриент. Хотя в начале строгая секретарь комиссии Инга (великолепная Юля Гришаева в платье, пуховом платочке и жмущих туфлях, из-за которых она смешно семенит) потребует помощь всего зала — проголосовать неотличимыми друг от друга в темноте карточками терракотового и кораллового оттенков (а какая между ними вообще разница?!) за вариант начала спектакля.
На сцене — стол, изобилующий яствами, цветами и алкоголем — взятки комиссии? А за ним — карикатурная троица, преподаватели с многолетним стажем — Иван Иванович (Лёня Нечаев), Сократ Ионович (Паша Филиппов) и Аполлодор Петрович (Егор Архипов) — приёмная комиссия театрального вуза. Они постоянно откладывают начало экзамена, сплетничая и обсуждая всех знакомых актеров и режиссеров современности — достается Козловскому, Петрову, Пересильд, Боярской — да и всем ДДА (дети детей актёров), Волкострелову, Бутусову…

Вскоре по одному к ним выходят зрители-абитуриенты и представляют заготовленный материал в течение 3 минут. Они читают Лермонтова, Маяковского, Пушкина — вернее, пытаются, потому что преподаватели прерывают каждого и в сатирической форме демонстрируют токсичную атмосферу, самодурство, сексуальную объективацию, абьюз, дискриминацию и протекцию “своим”. Причём это полная импровизация, и спектакль каждый раз рождается на глазах у зрителя. Пока абитуриенты пытаются выделиться, удивить гримом, песней, смутить внезапным предложением, зрители-наблюдатели, сотрясаясь от хохота, восхищаются находчивостью, смелостью и талантом ребят.

В финале Таня Вайнштейн снова появится на сцене — порассуждать о неуловимой, постоянно ускользающей красоте и магии актерства.
В “Комиссии” каждый найдет свое — кто-то будет размышлять о нелёгкой актерской судьбе и искать отсылки к фильмам Феллини, кто-то — как в любом иммерсивном спектакле исследовать границы и сопричастие к происходящему на сцене. Но каждый точно будет истерически смеяться, выпуская свои накопившиеся страхи и обиды. Я вот смеялась до слёз.

Текст: Наталья Стародубцева

Фотографии предоставлены организаторами

Добавить комментарий