К 90-летию со дня рождения Сергея Слонимского

8 ноября в Большом зале Петербургской филармонии Академический симфонический оркестр под управлением Максима Алексеева исполнил программу, посвященную 90-летию со дня рождения Сергея Слонимского: прозвучали фантазия для оркестра «Петербургские видения», посвященная композитором Юрию Темирканову, и Симфония № 21 «Из “Фауста” Гете», солистка – меццо-сопрано Ирина Шишкова. В программу второго отделения вошли симфоническая поэма «Прелюды» Листа и фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского.

"Петербургские видения" Слонимского оказались во многом похожи на первую часть его "Фауста", посвященную отчаянным поискам смысла жизни среди тревожных и диковинных видений. Вторая часть - "Песня Маргариты" завораживает, звучит настолько естественно в своей гармоничной грусти, что кажется хорошо знакомой. Ирине Шишковой удалось воплотить предчувствие неизбежного финала и тоску по несбывшимся светлым мечтам. Третья часть - "Вальпургиева ночь" - шабаш сил зла, где бесовская свора противостоит воле Фауста.

Симфоническая поэма "Прелюды" Листа, пожалуй, самое светлое из прозвучавших сочинений. Она относится к серии композиций, написанных в Веймаре, посвященных возлюбленной Листа, княгине Каролине Сайн-Витгенштейн. Стихотворение французского поэта Альфонса Ламартина «Прелюды» стало заголовком и программой новой симфонической поэмы.

«Чем иным является наша жизнь, как не серией Прелюдий к тому неведомому напеву, первую и торжественную ноту которого интонирует смерть? Любовь образует волшебную зарю всего существования; но в чьей судьбе первое блаженство счастья не было разрушено бурей, смертельное дыхание которой развеяло прекрасные иллюзии, роковая молния разбила алтарь, и чья душа, жестоко израненная, выйдя из таких бурь, не стремится утишить свои воспоминания в блаженном покое сельской жизни? Однако человек не смиряется с длительным наслаждением благословенной негой, которая сперва так очаровала его на лоне природы, и «когда труба пропела сигнал тревоги», он спешит на опасный пост, какая бы война ни звала его в свои ряды, чтобы вновь обрести в борьбе всю полноту самосознания и обладания своими силами».

Грандиозным завершением концерта стала фантазия «Франческа да Римини» — симфоническая поэма Петра Ильича Чайковского, основанная на сюжете из «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь 5-я), рассказывающем о трагической любви замужней юной Франчески к Паоло (младшему брату её мужа) и постигшем их возмездии. Хорошо знакомая даже неопытным слушателям мелодия уводит в глубины ада, где вновь любовь бьется среди дьявольских мук.

"Данте, сопутствуемый тенью Вергилия, спускается во вторую область адской бездны. Воздух здесь оглашен стенаниями, воплями и криками отчаяния. Среди могильного мрака рвется и мечется буря. Адский вихрь неистово мчится, унося в своем диком кружении души людей, разум коих помрачила в жизни любовная страсть. Из бесчисленного множества кружащихся душ человеческих внимание Данте привлекают особенно две летящие в объятиях друг друга прекрасные тени Франчески и Паоло. Потрясенный раздирающим душу видом этой юной четы теней, Данте призывает их и просит поведать, за какое преступление они подверглись столь ужасному наказанию. Тень Франчески, обливаясь слезами, рассказывает свою печальную историю. Она любила Паоло, но была против воли выдана замуж за ненавистного брата своего возлюбленного, горбатого, кривого, ревнивого тирана Римини. Узы насильственного брака не смогли исторгнуть из сердца Франчески нежную страсть к Паоло. Однажды они читали вместе роман о Ланцелоте. "Мы были одни, - рассказывает Франческа, - и читали, ничего не опасаясь. Не раз мы бледнели, и смущенные взоры наши встречались. Но одно мгновение погубило нас обоих. Когда, наконец, счастливый Ланцелот срывает первое любовное лобзание, тот, с которым уже теперь ничто не разлучит меня, прильнул губами к трепетным устам моим, и книга, раскрывшая нам впервые таинства любви, выпала из наших рук!.." В это мгновение неожиданно вошел супруг Франчески и ударом кинжала умертвил её и Паоло. И, рассказав это, Франческа в объятиях своего Паоло снова уносится неистовым и дико мятущимся вихрем. Охваченный бесконечной жалостью, Данте изнемогает, лишается чувств и падает, как мертвый ("Ад". Поэма Данте. Песнь V).

Текст и фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения