Вы здесь
Главная > Театр > Из ада чистая вышли

Из ада чистая вышли

Зрители перед спектаклем:

— А вы перечитывали роман?

— Нет

Ноябрь ещё не кончился, а я опять пишу про «Идиота», правда, совсем другого. Никогда прежде не бывала в СХТ, не пересекались наши пути. Я была на их площадке летом на «Магде» Плохого театра, когда так хорошо, улыбчиво и праздно мы стояли во дворике перед началом. Сегодня их тёмный двор был темным, мрачным и андеграундным, за такие вещи я и обожаю Петербург. Нулевые зрители (так я называю людей, которые в первый раз приходят в театр) говорили, что предупреждать надо и спрашивали, точно ли им именно сюда. С видом знатока я показывала дорогу.

Наташа Слащева поставила нежный, красивый и современный спектакль по «Идиоту». На сцене нет нет ничего лишнего: тюки из картона играют роль и поезда, который прибывает на Варшавский вокзал, и кровати, и русской тройки, которая несётся навстречу смерти. Сколько ни кричи: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ», она всё равно ни за что не ответит. В этом ноябре я влюбляюсь в актрис, играющих Настасью Филипповну, потому что обе богини: и Татьяна Ишматова у Шерешевского, и Алина Король у Слащевой. В их героинях чувствуется внутренняя надломленность, пустота, которую не все ли равно чем заполнить — мужчинами или деньгами?

Еще по фотографиям я проанализировала Константина Федорова-Фрейвальда (Мышкин) и поняла, что он космический. Его Лев Николаевич — не эксцентричный безумец Ильи Деля, а большой ребенок, трогательный и добрый. «Впервые в жизни человека встретила» — говорит Настасья Филиппова. Мышкин готов ходить за ней, уважать и заботиться, но он слишком чистый и она отпускает его, боясь испачкать его светлый образ.

Весь спектакль хочется следить взглядом за блистательной Еленой Калининой, знакомой мне по «Вию» Василия Сенина, здесь она играет Епанчину. Её героиня говорит про себя: «Я очень добрая». Она хочет выдать родную и приёмную дочь замуж и избавиться наконец-то от проблем. Её доброта никого не согреет и не защитит.

Аглая (Анастасия Шалыгина) любит Мышкина, но не выдерживает конкуренции с сестрой. Избалованная дочь богатых родителей хочет вырваться из своей семьи, привычного уклада, но и идти ей некуда. В этом мире слишком мало любви.

Рогожин (Иван Лосев) в спектакле «Без идиота» комически серьёзен и пугающе обаятелен. Он так сильно любит, что готов спрятать любимую в коробку, чтобы она принадлежала только ему. Именно из этой коробки и затянет Настасья печальную песню в финале. Я, честно говоря, в тот момент уже забыла, что она там. Настасью Филипповны не стало, жизнь ее была полна страданий.

В центре спектакля находится прекрасная Ксения Плюснина, у которой здесь много личностей: она и Автор, и Петербург с его вечной, одетой в гранит и мрамор печалью, и бездомная у Владимирского собора. Именно она будет поднимать зрителей с мест, разговаривать с ними, замёрзшими и уставшими, поить шампанским, смешить их. Но она же станет кричать «Ненавижу», потому что человечество тонет в злобе. И она будет сопереживать героям, как автор, который ничем не сможет им помочь, ведь роман уже окончен и хэппи-энда не будет.

Текст: Алла Игнатенко

Фотографии СХТ

Добавить комментарий