III Международный семинар для молодых композиторов

III Международный семинар для молодых композиторов, прошедший с 30 сентября до 9 октября 2022 года, пожалуй, ярчайший образовательный проект в сфере музыкального искусства этой осени не только для Санкт-Петербурга, но и для России в целом. 30 студентов из 5 стран мира и 13 регионов РФ стали участниками композиторской лаборатории, в которой на протяжении десятидневного интенсива создавались новые музыкальные сочинения под чутким руководством трёх композиторов, успевших завоевать доверие и признание публики.

Не вызывает сомнений тот факт, что актуальная академическая музыка длительное время существует на вторых ролях и статистически не достигает «олимпийских» солдаутов, а многие деятели культуры остаются известными только для таких же профессионалов, как и они сами. Причин тому множество: однозначно, это совокупная проблема, требующая постепенного решения либо от государства, либо от гигантских корпораций. На сегодняшний день ощутимы позитивные движения в сторону признания современного искусства как одного из главенствующих направлений культуры, и данный образовательный проект – тому пример. Молодым композиторам дали возможность быть услышанными аудитории Петербургского МолОт-ансамбля и камерного хора «Festino», а также поработать совместно с исполнителями.

Популяризация современного искусства, в том числе и музыки, наиболее эффективна в отрыве от герметичности академического образования, что и реализовали организаторы МолОт-семинара. И способ их доверительной коммуникации с неофитами – независимый, дружественный и наставнический. Для метафоричности приведем пример: в популярной музыке существует негласное, но стойкое разделение между «попсой» и «андерграундом». Те артисты, что работают ради коммерческого успеха, применяя музыкальные формулы, проверенные временем, не предлагая взамен ничего радикально нового – ориентированы на постепенно угасающий блеск имперского ампира. Их публика приходит для воспоминаний о былом великолепии форм и гармонии сфер, при этом полностью игнорируя интенсивный музыкальный прогресс. Антитезой этого симулякра аристократии явилась культура протеста, воплощенная в андерграунде. Здесь есть свои правила игры: артист должен быть малоизвестен широкой общественности, быть вне ослепительного шоу-бизнеса, иметь авторский почерк (читать как: «экспериментировать ради имени») и заработать уважение у коллег по цеху.

Именно по второму пути пошли сразу двое профессоров МолОт-семинара. Александр Хубеев и Артур Зобнин – композиторы-миллениалы, громко заявившие о себе в 2010-х годах и продолжающие энергичную и инициативную деятельность в независимом сегменте музыкального мира. Александр Хубеев востребован на Западе, оставаясь верным своим звуковым экспериментальным исканиям. Артур Зобнин стабильно продвигает себя в родном Санкт-Петербурге не только как композитор, но и как скрипач, и как директор МолОт-ансамбля. Сравнивать музыку двух совершенно разных композиторов действительно захватывающе: один – креативно-перформативный, другой – технически точный и использует преимущественно расширенные техники игры на инструментах.

Новая академическая музыка активно отстаивает своё право на существование, бюджетные ассигнования выбиваются группами инициаторов, яро болеющими за нонконформистское музыкальное мышление. Например, Союз композиторов России при поддержке Министерства культуры РФ создали программу «Ноты и квоты», направленную на поддержку современных композиторов. Специальной квотой воспользовался куратор образовательной программы Артур Зобнин, представивший на концерте-открытии семинара своё новое сочинение – «Хоралы и гимны». Многоплановая рефлексия композитора пронизывает произведение, текст то грустно ироничен, то нарочито прямолинеен, отдаленно напоминает поэтический самиздат прошлых времен. Композиционные решения – техничные и решительные. Открытый финал пьесы - волнительно прекрасный для слушателя, которому то и дело надо подавать эмоциональные американские горки.

Возвращаясь к теме государственного финансирования, хочется отметить и то, что образовательный проект МолОт-ансамбля и камерного хора «Festino» был реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. И это большой плюс, что активных деятелей культуры, продвигающих себя и современную музыку соотечественников, в такое сложное время находят возможность поддержать государственные фонды. Музыкантам в нынешних реалиях приходится становиться интендантом, или лучше сказать – продюсером – для благого дела и во имя музы музыки Эвтерпы.

Сбалансировала «независимый» профессорский состав композитор Светлана Лаврова, доктор искусствоведения и проректор по научной работе Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, обучающая композиции петербургских неофитов с 1994 года. На концерте-открытии было исполнено премьерное сочинение «Kyrie» для смешанного хора, в котором Лаврова предстала как музыкальный 3D-проектировщик. Трёхмерный разрез григорианского хорала, где каждая фраза возводилась блоками и перемещалась в пространстве, смотрелся в середине программы и как центр симметрии концерта, и как центр инерции (барицентр), в котором одно небесное тело – традиция, другое – эксперимент с хоровой фактурой.

В 2013 году Артур Зобнин в роли скрипача уже исполнял «Шепот феникса» Александра Хубеева на фестивале Светланы Лавровой «Время музыки: fin de siècle», и вновь это трио встретилось уже в профессорском составе через 9 лет.

«Soundscape» Хубеева, «Меланхолия-2021» и «Стеклянные сумерки» Лавровой были уже известны петербургским почитателям новой музыки, хотя в Доме Радио они исполнялись впервые. Возможно, для постоянного слушателя этого «музыкального собора» программа отличалась излишней шороховатостью (от слова «шорох») и шумовыми эффектами, однако камерный хор «Festino» всё же дал требуемый душевный полёт мысли и звука над бренным.

Кажется, что главной целью концерта стало боевое крещение молодых композиторов, которые впоследствии работали без устали больше недели над своими десятью премьерами. Познакомиться воочию с профессорским составом, отобрать своего «любимчика» и узнать, на что же способны коллективы – воодушевляющий опыт для начинающего автора произведений.

Текст: Иван Морозов
Фото: Константин Кот

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения