Вы здесь
Главная > Музыка > Фредди Кемпф на сцене БЗФ

Фредди Кемпф на сцене БЗФ

Первый концерт второго абонемента «Рахманинов. Страницы дневника» прозвучал в исполнении Академического симфонического оркестра филармонии под руководством дирижера Андрея Аниханова 30 октября в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Солист — Фредди Кемпф.

Сергей Рахманинов — великий русский композитор, его произведения известны и любимы слушателями во всех странах мира, и, конечно, когда произведения Рахманинова исполняются в Петербургской филармонии, зал всегда переполнен.

Напомним читателям, что первой учительницей музыки Сергея Рахманинова была его мать, Любовь Рахманинова, дочь генерала Петра Бутакова, директора Аракчеевского кадетского корпуса. После переезда из Новгородской губернии, где будущий композитор родился, в Петербург Сергей Рахманинов начал заниматься музыкой на младшем отделении Петербургской консерватории, куда он поступил осенью 1882 года. Позже он встретился с известным московским пианистом Александром Зилоти, своим двоюродным братом, который посоветовал его родителям отправить Рахманинова в Москву, в частный пансион для одаренных детей Николая Зверева, который занимался с детьми по шесть часов в день. В 1888 году Сергей Рахманинов продолжил обучение в Московской консерватории в классе Зилоти, которую закончил как пианист и композитор. За свою дипломную работу, одноактную оперу «Алеко», музыкант получил золотую медаль, а Чайковский поставил за оперу «пятерку с тремя плюсами» и рекомендовал ее к постановке в Большом театре.

Рахманинов быстро становится любимцем московской публики как пианист, дирижер и композитор. Но после неудачного исполнения А. Глазуновым его Первой симфонии в 1897 году, композитор ничего не сочинял в течение почти четырех лет, он только выступал как пианист и дирижер. Композитор преодолел кризис в 1901 году, когда он завершил Второй фортепианный концерт. Начался новый период его жизни, он нашел личное счастье – женился на Наталье Сатиной, и создал выдающие музыкальные произведения, среди которых были Вторая симфония и Третий фортепианный концерт, прозвучавшие этим вечером в филармонии.

Третий фортепианный концерт был впервые исполнен автором 28 ноября 1909 года в Америке. В России он впервые прозвучал в апреле 2010 года. В нем ярко проявилась творческая индивидуальность композитора, его особенная «рахманиновская» лирика. В свое время делались попытки найти первоисточник темы, с которой начинается Третий концерт. На вопрос о ее происхождении Рахманинов отвечал: «Первая тема моего 3-го концерта ни из народно-песенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так «написалось»!… Я хотел «спеть» мелодию на фортепиано, как поют ее певцы, — и найти подходящее, вернее, не заглушающее это «пение» оркестровое сопровождение… В то же время нахожу, что тема эта приобрела, помимо моего намерения, песенный или обиходный характер». Вторую часть концерта Рахманинов обозначил «Интермеццо», подчеркнув ее как бы промежуточное значение. Конечно же, она перекликается с соседними частями и включается в общее развитие концерта. В финальной части отчетливо ощущается энергия и напор, чувство радости и полноты жизни.

В Третьем концерте проведение почти всех тем отдано солисту, на длительных отрезках оркестр совсем умолкает и звучит одно фортепиано, пианист как бы свободно фантазирует. Солисту необходимо обладать высокой техникой и талантом. За роялем в филармонии в этот вечер был прекрасный пианист из Великобритании Фредди Кемпф. Он начал заниматься музыкой в четыре года, уже в восемь лет сыграл с Лондонским симфоническим оркестром, а в пятнадцать победил на конкурсе Би-би-си «Молодой музыкант года». В 1998-м году Фредди Кемпф получил III премию на XI Международном конкурсе имени П.И. Чайковского. Следует отметить, что в третьем туре на конкурсе он играл Третий концерт Рахманинова.  После участия в конкурсе Чайковского пианист получил мировое признание, у него более 150 концертов в год, выступления с ведущими оркестрами мира.

На концерте пианист продемонстрировал свой выдающийся талант и виртуозность в полной мере. Многие зрители, присутствующие на концерте, уже были знакомы с его творчеством, так как Фредди Кэмпф отметил в России 20-летие своей концертной деятельности выступлениями в Москве, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Слушатели восторженно приняли его исполнение Третьего концерта Рахманинова, бурные аплодисменты не смолкали долго.

Во втором отделении прозвучала Вторая симфония Рахманинова в исполнении Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Андрея Аниханова. Дирижер много лет работал в нашем городе. После окончания Ленинградской консерватории Андрей Аниханов  возглавлял Санкт-Петербургский государственный оркестр (1991-1996), в 1992-2008 годах являлся главным дирижером Михайловского театра, был художественным руководителем петербургского Пасхального фестиваля (1992-1996), организатором и участником петербургских фестивалей «Рождественские встречи в Северной Пальмире», «От авангарда до наших дней», «Петербургская музыкальная вечна» и Нуриевского фестиваля в Казани. Дирижер сотрудничал со многими известными оркестрами в нашей стране и за рубежом. С 2010-го по 2017 год Андрей Аниханов был главным дирижером Ростовского музыкального театра, с 2017-го года возглавляет Волгоградский академический симфонический оркестр. Андрей Аниханов – заслуженный артист России (1999) и заслуженный деятель искусств России (2017).  

Свою Вторую симфонию Рахманинов создавал в течение 1906-1908 годов и посвятил ее одному из своих учителей – С.И. Танееву. Для работы над симфонией Рахманинов оставил Большой театр и уехал за границу, в Дрезден, чтобы его ничего не отвлекало от работы.  После провала своей Первой симфонии работу над Второй он держал в тайне. Премьера Второй симфонии состоялась 8 февраля 1908 года. Рахманинов никому не доверил симфонию и дирижировал сам. Премьера в Петербурге прошла с огромным успехом, а после ее премьеры в Москве в «Русской музыкальной газете» написали: «Новая симфония есть, прежде всего, свое, рахманиновское, свободно порожденное внутренним миром тонкого и цельного художника, самостоятельно думающего, чувствующего, переживающего .. Это – Рахманинов, лицо в русском искусстве новое и уже определившееся. Это – артист с удивительной нежностью концепций, благородством вкуса, с утонченным воображением…Симфония сильна и как цельное произведение, и роскошна богатством деталей. Чувству и вдохновению отвечает зрелая художественность выражения. Первое и общее впечатление: своей поэтической настроенностью и художественным блеском она захватывает внимание от начала до конца, и при большом разнообразии характеров выражения, при равновесии контрастов, соединяет в себе элементы прелестного и трагически-грозного…».

Текст: Наталья Шек
Фото: Анна Флегонтова
(предоставлено пресс-службой Филармонии)

Добавить комментарий