Вы здесь
Главная > Около > «Эрика берет четыре копии»: А – андеграунд

«Эрика берет четыре копии»: А – андеграунд

Открытие интерактивной выставки «Эрика берет четыре копии» состоялось 28 октября в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Главным ее объектом стали не картины, не фотографии и не объекты. Главный объект здесь – рукописи, вернее, печатные копии – самиздат.

Самиздат – неподцензурная публикация текстов в СССР. Самиздат – свобода в условиях невозможности свободы. Самиздат – целая культура, целая жизнь, мир, параллельный официальному. Стены музея завешены рукописями: стихи, сценарии спектаклей, романы и переводы. Дополняют выставку экспонаты-образы, позволяющее точнее познакомиться с эпохой, которую многие посетители если и знают, то по рассказам старших родственников и книгам: фотолаборатория в ванной, рентгеновские снимки, превращенные в пластинки, так называемая музыка «на костях» и прочее.

Автор идеи и художник экспозиции театральный художник Эмиль Капелюш объединил в экспозиции огромный массив: собрание музея Анны Ахматовой, архива Арт-центра «Пушкинская-10», а также экспонаты из частных коллекций. Объем материал огромен. Как говорят сами создатели «Эрики»: «Выставка посвящена всем, кто создавал, распространял, читал самиздат и тамиздат, рискуя иногда свободой, иногда карьерой и благополучием. А также тем, кто сохранил артефакты и исследовал этот феномен. Рассказав лишь о некоторых изданиях и событиях, мы не представили всё их многообразие, назвав десятки имен, не упомянули десятки тысяч»[1].

Среди текстов и фотографий героев той эпохи на стенах висят плакаты, больше всего напоминающие какую-то затейливую азбуку: «А – Андеграунд; Б – Березка; Я – Ящик». А внизу подробное, словно словарное объяснение, что «Березка» —  это магазин, где за валюту продавали недоступные товары, а «Ящик» — это телевизор. Небольшие подсказки для тех, кто не застал эпоху самиздата.

Так кто же, собственно, такая Эрика, давшая название выставке? Эрика – «звезда самиздата»[1] — печатная машинка, одна из те, на которых как раз и печатался сам- и тамиздат. «Четыре копии» — значит, что за раз машинка печатала на четырёх слоях папиросной бумаги, а само название – цитата из песни Галича «Мы не хуже Горация»:

«»Эрика» берёт четыре копии,
Вот и всё!
…А этого достаточно»

И, словно вторя песне, выставка возвращает ощущение, что неофициальная, запрещенная, маргинальная, андеграундная культура может «грохотать» и «греметь» и пережить любую «официальную» культуру. И интерактивная часть выставки вовсе не в том, что можно постучать по печатной машинке или потрогать папиросную бумагу, а в том, что можно перформативно ощутить, что ты не один, что есть такие же, как ты, что люди делают, люди слушают, люди читают.

Вот и всё!

А этого достаточно.

[1] Выставка «Эрика берёт четыре копии» 28 октября – 11 декабря

Текст: Соня Дымшиц
Фото: Андрей Рыбачек
(фотоматериалы предоставлены пресс-службой музея Ахматовой)

Добавить комментарий