Вы здесь
Главная > Театр > Дом – это такое место, куда должны приходить друзья

Дом – это такое место, куда должны приходить друзья

13 ноября в горе опилок были найдены куклы-кружки, музыка Radiohead, воздушный шарик и дом для меланхоличного Ослика. Искать все эти сокровища помогали: Винни-Пух, Пятачок, Сова и Кролик. Поиск проходил в уютном камерном зале Социально-Художественного театра во время модернистской детской постановки Наташи Слащевой под кодовым названием «Винни-Пух. Душераздирающее зрелище». Спектакль, премьера которого состоялась 6 мая 2022 года, предназначен для того, чтобы удивлять экзистенциальными смыслами, очаровывать трогательным звучанием трубы и нести радость всем зрителям старше шести лет.

В постановке СХТ опилки из головы Винни-Пуха вынесены на всеобщее обозрение. Они становятся импровизированной песочницей, в которой персонажи спектакля занимаются тем, что дети любят больше всего – играют. Вместо кукол у актеров в руках кружки с носиками и глазками. Как и любые предметы в руках детей, умеющих создавать в своем воображении целые миры, кружки могут применяться как для чаепития, так и для рассказа, превращаясь в заместителей героев истории.

Милый, флегматичный Винни-Пух (Станислав Демин-Левийман) взрослым покажется неким персонажем абсурдистского спектакля, вроде пары «В ожидании Годо», а дети в нем увидят улыбчивого плюшевого медвежонка. Он бредет из ниоткуда в никуда, по пути к лучшему другу, который его очень ждет, постоянно сбиваясь с пути и посещая тех, кому он, может быть, конечно, и не совсем безразличен, но уж точно не настолько важен.

Первой медвежонка встречает мудрая Сова (Алина Король) в растрёпанных чувствах, которая под звуки танго «успешно разрушается», параллельно сочиняя роман на миниатюрном пианино вместо печатной машинки. Когда Сова выгоняет Винни, его ждет встреча с элегантным, но невероятно тревожным Кроликом (Константин Федоров-Фрейвальд), который, шевеля цветными ушами, доходит до исступления в своем обсессивно-компульсивном сражении с Пылью, исполняющей танец с тенью. Так Кролик пытается замаскировать свою тревогу, с надеждой восклицая: «Ведь должен где-то в мире быть порядок».

Между тем, мимо проходит Ослик (Ксения Плюснина) – символ меланхолии. Бродяга-философ Иа идет в одиночестве с ведрами на ногах и периодически печально воет, цитируя письмо Татьяны к Онегину, «Трех сестер» Чехова, “to be or not to be” из монолога Гамлета Шекспира или «Божественную комедию» Данте.  Сложно понять, чего хочет Ослик: узнать зачем он живет и страдает, найти сочувствие к своей несчастной доле или пройти земную жизнь так, чтобы в конце обрести дом.

Единственный, кто всегда ждет Винни-Пуха, — Пятачок — оказывается последним в его списке приоритетов. Но именно дом Пятачка – то идеальное место, куда должны приходить друзья и где даже Ослику, несмотря на его внутреннюю душераздирающую тоску, становится легче.

Еще больше атмосферу философского одиночества и нежной печали создает волшебная музыка. Лейтмотив спектакля – мелодия из песни Radiohead “No surprises”, способная создать ощущение нереальности происходящего еще больше, чем туман, в котором герои идут, освещая путь фонариками.

Музыка — отдельный персонаж спектакля. Большая часть музыкального сопровождения исполняется вживую на трубе и валторне. Так, например, песенка «Кто ходит в гости по утрам…» превращается в стильный блюз. А соло трубы в момент кульминации спектакля – просто настоящий гимн душевной открытости.

Режиссера постановки, актрису Наташу Слащеву зрители могли видеть в спектаклях Большого театра кукол или Karlsson Haus. Наташа назвала свой спектакль «душераздирающим зрелищем», и действительно в ряде моментов, например, когда воздушный шарик постепенно растворяется в тумане, в глубине души откликается некое чувство вины перед потерянными героями, вроде Иа, за то, что их вовремя не заметили и недолюбили, или чувство печали в связи с тем, что полное взаимопонимание даже среди близких людей, — недостижимая мечта. Но потом вспоминаются жужжащие пчелы, эффектные жесты и позы Совы, аристократическая осанка Кролика, и снова хочется улыбаться, потому что именно детские спектакли способны вызывать в нас такую гамму чувств: от приятной ностальгии по детству до удовлетворения от того, что внутренний ребенок может радоваться в нас в любом возрасте.

Текст: Инна Зайцева

Фото: Андрей Парфёнов

 

 

Добавить комментарий