«Дневники оптимиста». Смех сквозь слёзы

«Если б со счастьем дружил я, поверь,
Не этим бы стал заниматься теперь».

Кажется, в двух ёмких строчках кроется подлинный девиз советского писателя-сатирика Михаила Зощенко.

По несчастью или к счастью, долгое время актёрам Невидимого театра не доводилось сталкиваться с остроумными текстами прозаика. Однако, летом этого года в «невидимом» репертуаре почётное место среди других выдающихся литераторов нашлось ему.

 

За основу спектакля-читки «Дневники оптимиста» режиссёр Семён Серзин взял повесть «Перед восходом солнца». Это 20 тетрадей автобиографических записей Михаила Михайловича во время его затяжной, многолетней депрессии. Писательство помогало ему бороться с апатией, тоской и отчаянием.

Судьба автора действительно была нелёгкой. Он пережил Гражданскую и Первую Мировую войны, смерть отца, предательство, нищету и публичное унижение — вслед за невероятной популярностью.

Он был «милиционером, счетоводом, сапожником, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска, секретарём суда, делопроизводителем. За три года переменил двенадцать городов… Уехал в Архангельск. Потом на Ледовитый океан — в Мезень. Потом вернулся в Петроград. Уехал в Новгород, во Псков. Затем в Смоленскую губернию, в город Красны. Снова вернулся в Петроград… Это было не твёрдое шествие по жизни, это было — замешательство».

Очевидно, истинное, благородное предназначение Невидимого театра — в увековечении памяти гениальных русских классиков, чьи имена, к сожалению, невольно забываются современниками.

«Дневники оптимиста» — это трепетное обращение к литературному наследию, созданному сто лет назад, но остающимся и по сей день актуальным, цепляющим, важным. Это пять артистов на сцене (потрясающие Олег Рязанцев, Владимир Карпов, Иван Солнцев, Арина Лыкова и Арсений Семёнов), ещё один (Андрей Пирог) — на месте композитора, ещё двое (Николай Трофимов и Александр Филиппенко) — на экранах трёх телевизоров, один Ленин, глядящий с портрета на стене, и один, единственный и неповторимый Зощенко — буквально фоном.

Это яркие и теплые воспоминания о знакомстве и общении с Есениным, Блоком, Маяковским и Горьким. Это музыка и песни, дружба и любовь, война и мир, детство и зрелость. Это неудержимый смех в голос — от всего комического и абсурдного, и одновременно внезапное, ошеломляющее молчание, когда речь заходит о трагедии.

Но главным образом, так же как и повесть «Перед восходом солнца», это попытка исцелиться. Через рассказывание реальных историй найти первопричину огорчений и душевной болезни, победить страх, отчаяние и уныние. Внушить себе почти детское, жизнерадостное мировосприятие и оптимистичное мироощущение.

Как говорил сам Зощенко, «это и есть контроль высшего уровня психики человека над низшим». И верный способ не сойти с ума в условиях вселенского сумбура.

Текст: Татьяна Кононова

Фото Невидимого театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения