Вы здесь
Главная > Анонс > Альберта Тибурци: Блестящая эпоха. Итальянская мода 80-х

Альберта Тибурци: Блестящая эпоха. Итальянская мода 80-х

Музей современного искусства Эрарта представляет выставку фотографий Альберты Тибурци. В 60-е годы XX века культовая итальянская модель и fashion-фотограф не сходила с обложек Vogue и Harper’s Bazaar, а ее собственные снимки для модных журналов получили признание классиков мировой фотографии.

Фотографии для глянца и лаконичные портреты, ставшие образцами совершенства

Около ста снимков, демонстрирующих особый взгляд Тибурци на моду 70-х и 80-х

Портреты Дастина Хоффмана, Моники Беллуччи, Микеланджело Антониони, Джека Николсона, Энди Уорхола, Бернардо Бертолуччи, Романа Полански, Джорджио Армани, Катрин Денев, Шарлотты Рэмплинг, Орнеллы Мути и других культовых представителей эпохи

Альберта Тибурци родилась в Риме. Совсем юной на одной из улиц Вечного города она попалась на глаза представителю модельного агентства и вскоре начала сниматься у великих фотографов: Ричарда Аведона, Хельмута Ньютона, Джана Паоло Барбьери, Ирвина Пенна, Хиро Вакабаяси и других. Именно Вакабаяси подарил Альберте фотоаппарат Minolta, с помощью которого она стала снимать самостоятельно.

Поначалу Тибурци воспринимала фотографию как игру, вызов самой себе, так как знала за собой три «недостатка»: она красива, она женщина, она родилась в Риме. Однако первые же кадры, снятые почти небрежно, еще нетвердой рукой, получили одобрение Вакабаяси и других мастеров, которые убедили ее не бросать фотографию, оценив дерзость ракурсов и смелую игру света. Позднее Тибурци назовут signora della luce — «королева света». Как известно, Феллини считал свет основой изобразительных искусств.

В конце 1960-х знаменитый редактор Vogue Диана Вриланд пригласила Альберту в Нью-Йорк, где та стала частью динамичной жизни культурной столицы. Она бывала на «Фабрике» Энди Уорхола, общалась со звездами фотографии, у которых, как человек наблюдательный, переняла не столько технику фотографии, сколько ее дух.

Тибурци-фотограф попадет в мир моды, пройдя путь фоторепортера, весьма показательный для Италии конца 70-х — начала 80-х годов прошлого века. Она работает для популярного журнала L’Espresso, снимает европейских и голливудских звезд, останавливающихся в Риме.

Вскоре Тибурци становится одним из самых востребованных фотографов, работающих для глянцевых журналов. Она снимает в годы расцвета высокой моды в Италии, когда имена итальянских кутюрье гремят на весь мир. Тибурци добивается особой, «химической» связи между нарядом, моделью и окружающим пространством. Это особенно заметно в фотосъемках, которые проходили в Риме. Чувственность итальянского барокко и строгость архитектуры не заслоняют главного героя кадра — одежду. Из-за обилия зеркал и отражателей съемочная площадка, на которой работала Тибурци, походила на киностудию, а благодаря приемам, позаимствованным у авангардного искусства, в пространство снимков врывались абстрактные элементы. Эти вписанные в кадр причудливые формы — эхо формальных поисков, которые активно велись в те годы на мировой художественной сцене.

Альберта Тибурци лично следила за съемочным процессом от начала и до конца. Она сама отбирала моделей, порой проявляя редкую интуицию. Среди тех, кого открыла Тибурци, настоящие иконы мира моды: Симонетта Джанфеличи, чертами напоминающая персонажей Боттичелли, а также канадка Дейл Хэддон.

Ставших легендарными моделей, а также портреты Моники Беллуччи, Энди Уорхола, Микеланджело Антониони, Джека Николсона, Дастина Хоффмана, Бернардо Бертолуччи, Романа Полански, Джорджио Армани, Катрин Денев, Шарлотты Рэмплинг, Орнеллы Мути и других знаменитостей увидят посетители выставки в музее Эрарта. Экспозиция представит 91 фотографию, созданную Альбертой Тибурци в 70-х и 80-х.

Женщины на фотографиях Тибурци свободны, современны, энергичны и чувственны. Они существуют в согласии с окружающей природой. Во взгляде Тибурци на женское тело нет и намека на мужской фетишизм, в котором главенствуют борьба и подчинение. В своих снимках она освобождает чистую красоту и женственность от закрепившихся стереотипов, которые сегодня воспринимаются как пережитки прошлого.

Альберта Тибурци сыграла саму себя в фильме «Падение» английского режиссера Питера Уайтхеда. Считается, что она также стала прототипом женщины-фотографа, роль которой исполнила Фэй Данауэй в триллере Ирвина Кершнера «Глаза Лауры Марс» (1978). Работы Тибурци публиковались в различных фотожурналах и книгах, среди которых Life Photographers, Progresso fotografico, Fotopratica и многие другие.

Куратор выставки — Ольга Страда

Проект предоставлен Мультимедиа Арт Музеем, Москва

Добавить комментарий