Вы здесь
Главная > Театр > Актриса, которую невозможно не заметить

Актриса, которую невозможно не заметить

Ради любви ее героини готовы сгореть дотла. А иногда сдержанно хранят дистанцию, оберегая свою самость. Порой ироничные, порой — фантастичные, живущие в своеобразном алогичном мире, но всегда — цельные натуры. Даже те из них, кто обманывает себя, на самом деле понимает, чего хочет, и в финале обязательно признается в этом зрителю и себе. 

 

Анна Дюкова — прима ТЮЗа имени Брянцева, за 23 года работы в театре сыгравшая все главные роли русской и зарубежной классики. Сейчас актриса репетирует спектакль «Лёгкое дыхание», воплощая образы утонченных и сложносочиненных бунинских героинь. В чем же состоит самобытность актерской индивидуальности? Пробуем разобраться, обратившись к главным ролям Анны Дюковой, составляющим основной репертуар театра.

Классическая драматургия — то, что хорошо известно и любо актрисе. Ранее были — Островский, Грибоедов, Мольер, сейчас есть Шекспир, Чехов, Салтыков-Щедрин, Тургенев. Прошлогодняя премьера «Иванов» Дениса Хусниярова открыла для всех непривычную Сару: сильную, смелую, рвущуюся в бой ради любви. Кажется, что ещё чуть-чуть и она сможет побороть собственную смерть и вернуть почву под ногами своему изнеженному душевными переживаниями мужу. Она легка, изящна, смешлива, активна — чувствует, что нужна Иванову и во многом является его оплотом. Актриса смелыми и взвинченными красками рисует образ натянутой как струна чеховской интеллигентной дамы, раскрывая ее новые грани. Ее внутренне состояние и боль подчеркивается в параллельных сценах с Ивановым: одинокая и покинутая всеми, она все еще пытается звучать, но как расстроенное пианино выражает лишь тоску и свое страстное нежелание уходить из жизни. Для Анны Дюковой важно многогранное раскрытие героини, именно поэтому она уходит  от исключительно трагического восприятия Сары. Психологически подробный, теплый, с неожиданными нотами образ позволяет увидеть живые и человечные отношения героев и осознать, что Сара является самостоятельным и влияющим на происходящее персонажем, а не только пассивной, воспринимающей стороной.

В «Зимней сказке» Уланбека Баялиева актрисе тоже удаётся достичь пиков взлёта — в настоящем трагедийном смысле. Гермиона оказывается игрушкой судьбы, и из неги и покоя погружается на глубины тьмы и ужаса. Несмотря на это она сохраняет веру, замирает, в ожидании чуда. Анна легка, светла, гармонична, мелодична в этой роли. Она вызывает доверие и глубокую симпатию. Ее Гермиона  женственна, чиста и совершенна в духовном смысле. При этом она — настоящая царица, знающая себе цену, готова страдать во имя правды. Своей проницательностью и трезвостью взгляда она прекрасно оттеняет  безумие Леонта. В этой роли актрисе удается протянуть важные для пьесы ориентиры: правда всегда восторжествует, главное — сохранять мужество идти до конца и верить в справедливость. Величавой Одинцовой из спектакля «Отцы и дети» Георгия Цхвиравы, наоборот, не свойственна чуткость и сентиментальность: почувствовав опасность, она всеми силами жаждет вернуть душевный покой и размеренность жизни. Грация, покой и разумность чуть было не опрокидываются в пламень страсти, и эта переходность, возможность оступиться прекрасно сыграна актрисой. Анна Дюкова с большим вниманием относится к внутреннему миру своих героинь и хорошо понимает, на что способно женское сердце.

В спектакле «Иудушка из Головлева» Георгия Васильева Анна Дюкова воплощает образ жалкой и опустившейся женщины, которая еще помнит, что такое сладость творческого полета. Аннинька будет доведена до отчаяния: героиня сдаётся и становится частью тьмы. Несчастье, просвечивающее в каждом ее жесте, и обреченность заставляют сопереживать бесприютному пути женщины. Так же же одинока Эвридика из «Антигоны» Александра Морфова, являющаяся лишь отражением своего прославленного мужа. Изящная, по царски-грациозная, с невероятной печалью в глазах и ожиданием любви она становится символом невозможности человеческого счастья людей у власти. Метафоричность образов и умение донести боль героя даже в небольшой промежуток сценического времени — отличительная черта актрисы.

 

Одной из значимых, по мнению самой актрисы, является работа «Дорогая Елена Сергеевна» Александра Иванова. В этом спектакле Анне Дюковой удаётся не только играть, но и проповедывать исключительно важные для себя истины. Насколько взрослые ответственны перед детьми? Как выходить на диалог с подрастающим поколением? Как раскрыть свои ценности и погрузить в них подростка? Что такое служение, честь, верность слову? Исключительная, верная себе, человечная, идеалистически воспитанная Елена Сергеевна — островок интеллигентности в мире хаоса и эгоцентризма. Школа заменяет ей все, и в этом есть смирение и готовность идти по выбранному пути. Легкими акварельными красками актриса рисует такой деликатный, но при этом чрезвычайно стойкий характер.

В произведениях по современной литературе и экспериментальных работах Анну Дюкову можно увидеть реже, но все же такая возможность есть. Топ-менеджер из «Контракта» Тимура Салихова — воплощение всего демонического и зловещего, женщина без чувств и эмпатии. Она прекрасно насаждает свои истины, превращая своего оппонента — молодую девушку, в саму себя. Во многом, это метафизическое общение — гротесковый разговор с самой собой и со своей душой. Путь в бездну Анна Дюкова рисует довольно заманчивым и красноречивым, тем самым подчеркивая привлекательность и притягательность зла. Эмоциональная скупость и сосредоточенность, строгость и сдержанность позволяют заострить ранее невиданные в актерском существовании черты. Диаметральный и ярко-отрицательный образ помогает обнажить грани внутренней силы актрисы, ее стальной характер и непоколебимую волю, готовность к погружению в темные уголки человеческой души.

Если в этой работе она само небытие, то в спектакле «Маленькие трагедии» Руслана Кудашова ее героиня безумно боится смерти. Луиза из «Пира во время чумы» беснуется и насмехается над происходящим, внутренне содрогаясь и всеми силами пытаясь оттянуть момент осознания своей смертности. Ироничное исполнение песни «Кокаинетка» и танец в обнимку со скелетом добавляют трагедийного флера и окончательно накаляют действие. Издерганная, эксцентричная Луиза противится реальности, как и тетя Йос, героиня спектакля «Зима, когда я вырос» Артема Устинова. Она из последних сил выстроила себя, создала свой мир и очень хочет, чтобы в нем все шло по заведенным правилам. Безумие героини таинственно. Анна Дюкова обнажает образ человека, которого перемололо горе, но он выстоял, пусть и таким необычным способом. Актриса играет неземную, парящую героиню, осторожную в словах и поступках. Живущая в страхе и боящаяся говорить о боле и потере, она сосредоточена на себе и не может стать полноценным собеседником для жадно нуждающихся в правде детях.

Со своими материнскими обязанностями тетя Йос не справляется, в отличие от героинь  Анны Дюковой из спектаклей «Сказка о царе Салтане» Антона Оконешникова и «Плыл кораблик белопарусный» Марии Критской. Тепло, умение брать ответственность, глубина и осознанность пронизывает ее персонажей. В спектакле «Плыл кораблик белопарусный» Анна Дюкова лирична и трагична: тоскливое ожидание перемежается вспышками радости, дающей надежду. В «Сказке о царе Салтане» искренняя Царица-мать станет проводником истории и погрузит в динамичную, с большим юмором созданную сказку. Она, как и героиня «Зимней сказки», тоже окажется игрушкой судьбы, но все закончится исключительно хорошо. Анна Дюкова с удовольствием и большим включением работает в детских спектаклях, наполняя своих героинь любовью, нежностью и заботой.

Контрастность образов позволяет увидеть актерские возможности Анны Дюковой во всем многообразии. Актриса глубоко и интенсивно погружается в характер каждого героя, находя его индивидуальные черты. Анна Дюкова увлечена всем новым: на данный момент ее привлекает театр абсурда и она признается, что с удовольствием бы поработала над характерной ролью. Анна Дюкова — украшение любого спектакля, умная, статная, великолепная актриса, с внутренним стержнем, отдающая всю себя сцене. 

Текст: Веренея Васильева

Фотографии ТЮЗа

Добавить комментарий