85-летие мировой премьеры Пятой симфонии Шостаковича отметят в Филармонии

18 ноября в Большом зале Петербургской филармонии Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера, народного артиста России Николая Алексеева исполнит Пятую симфонию Дмитрия Шостаковича – одну из главных партитур XX века, написанную в экстремальных и трагических обстоятельствах. Ее мировая премьера состоялась 85 лет назад в этом же зале в исполнении этого же оркестра, тогда носившего имя Заслуженный коллектив Республики, под управлением Евгения Мравинского.

В первом отделении концерта прозвучат сочинения Сергея Прокофьева: симфонические фрагменты оперы «Любовь к трем апельсинам» и один из самых исполняемых в наследии композитора – Третий фортепианный концерт. Солист – лауреат Международного конкурса имени Чайковского (2019), один из ярчайших молодых российских пианистов Дмитрий Шишкин.

Премьера Пятой симфонии Шостаковича, как и блокадная премьера его Седьмой «Ленинградской» симфонии – важнейшие события как в истории Ленинградской – Петербургской филармонии, так и в истории всей музыки XX века. Сочинения Шостаковича – неотъемлемая и важная часть филармонического репертуара и филармонической истории. Композитор был связан с филармонией, в первую очередь – с ее художественным руководителем Иваном Соллертинским и художественным руководителем и главным дирижером Заслуженного коллектива Республики Евгением Мравинским – и личными, и творческими отношениями. После смерти Шостаковича Ленинградской филармонии было присвоено его имя.

Именно здесь, в Большом зале Ленинградской филармонии, в 1926 году состоялась премьера Первой симфонии композитора, с которой по сути началась его мировая слава. Евгению Мравинскому, возглавлявшему Заслуженный коллектив Республики на протяжении полувека, Шостакович посвятил Восьмую симфонию. Заслуженный коллектив и Евгений Мравинский осуществили мировые премьеры пяти симфонических партитур композитора, первой в их числе была премьера Пятой симфонии 21 ноября 1937 года. Творческий альянс Шостаковича и Мравинского был уникальным, благодаря нему возникла по сути авторская традиция интерпретации симфоний композитора.

 

Пятая симфония занимает и в наследии Шостаковича, и во всей музыке XX века особенное место. Партитура была написана в экстремальных и трагических обстоятельствах. В январе 1936 года в газете «Правда» вышла печально известная статья «Сумбур вместо музыки», посвященная опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», критикующая его стиль как «не соответствующего ожиданиям советского народа». Это был страшный удар, изменивший траекторию творческого развития композитора и необратимо повлиявший на его личность.

Пятая симфония, увидевшая свет спустя почти два года – 21 ноября 1937 года – стала своего рода воплощением эстетики «новой простоты», к которой автор обратился под давлением обстоятельств. Успех на премьере был ошеломляющим. Во время финала публика непроизвольно поднялась со своих мест, овации длились более получаса, слушатели не расходились, выражая солидарность с художником, официально не реабилитированным со времен нападок в «Правде».

Часто применительно к Шостаковичу говорят об «эзоповом языке», спрятанном в его музыке втором смысле. Существует мнение, что начало этой тенденции положено Пятой симфонией. Формально, по словам композитора, опубликованным в официальной прессе, она стала «ответом советского художника на справедливую критику». Но что звучит в ней на самом деле? В чем ее правда, которую нельзя было произносить вслух? Ответ на эти вопросы в течение вот уже 85 лет ищут выдающиеся дирижеры, исследователи творчества Шостаковича и слушатели.

Билеты на концерт 18 ноября доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения